12+

Драматург и режиссер Елена Гремина и актрисы Театр.DOC Анна Котова и Татьяна Паршина раскрыли секреты создания спектакля «150 причин не защищать Родину»

На встрече с журналистами драматург и режиссер Елена Гремина и актрисы Театр.DOC Анна Котова и Татьяна Паршина раскрыли секреты создания спектакля «150 причин не защищать Родину». Его показ состоялся в рамках XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории».

Как появилась идея спектакля на основе исторического материала о Византии XV века?

Е.Г.: Это мой первый режиссерский опыт – я вообще-то драматург. А эта история меня очень заинтересовала, когда я прочитала документальную книгу XV века «Записки янычара». Меня потрясло описание того, как человек идет на компромисс с собой ради какой-то цели, а потом выясняется, что он ее так и не достигает. Янычар служил у турок, но при этом хранил ненависть к ним – и все это отразил в своей книге, где собраны просто уникальные исторические сведения. Это меня зацепило. А еще тот факт, что падения Константинополя могло бы не быть. Но все однажды кончается и никогда не становится прежним. А как это случилось? Где точка невозврата? – это мы пытались понять.

Потом я представила, как можно воплотить это в нашем театре: в черной комнате с бюстами – белыми головами историю рассказывают женщины. Я нашла «союзников» для создания спектакля – пять очаровательных актрис и композитора Дмитрия Власика. Спектакль мы готовили, сильно погрузившись в ту эпоху, активно осваивали материал, даже проводили «пресс-конференции» императора Константина. Его играла Татьяна, а мы ее расспрашивали – «ваш план защиты города», «можно ли сделать подкоп» и так далее. Нам кажется, что наш спектакль – это своего рода историческая реконструкция.

Почему 150 причин, как зрителю определить, что их именно столько?

Е.Г.: 150 причин или 150 раз – это всего-навсего назывной момент. Сначала пьеса была огромной, туда входило много новелл. Например, 150 причин не оказать помощь союзникам – рассказ о совещании стран, который вошел в спектакль. 150 причин работать на врага, 150 причин не договориться в минуту опасности и так далее. Но в итоге в названии осталось «150 причин не защищать Родину».

Как возникло такое необычное музыкальное оформление спектакля?

Е.Г.: Я с самого начала хотела, чтобы в постановке была музыка, потому что есть вещи, которые невозможно сказать словами. Мне кажется хорошо, когда в театре звучит живая музыка, использование каких-то современных технологий не всегда уместно, потому что театр – это живой организм, со своей внутренней составляющей, здесь человек всегда рядом с другим человеком. Я дала Дмитрию Власику текст пьесы, выделив важные моменты. В первую очередь просила придумать что-то для штурма, чтобы не описывать его словами. Мне понравилось работать с Дмитрием, и я надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество.

Мужскую историю рассказывают женщины, это было для вас принципиально?

Е.Г.: Да, конечно, в этом смысл спектакля. Историю о войне, о героической обороне, об одном из самых кровопролитных сражений могли бы рассказать те мужчины, которые в этом участвовали, но они все погибли. И мне показалось, что поведать обо всем случившемся теперь должны именно женщины.

В самом начале спектакля актрисы просят зрителей прочитать цитаты из программки. В чем суть этого режиссерского хода?

Е.Г.: В спектакле есть очень драматичные моменты, и чтение их вслух зрителем – ввод в историю, чтобы эти ужасные картины «предстали» перед ними, предвещая наш рассказ. А потом те же самые слова вновь повторяют герои событий после падения города. Отрывки читают разные люди и каждый раз по-разному. Иногда читают мальчики, иногда взрослые мужчины, которые, может быть, даже воевали. Для нас всегда загадка – как сегодня зазвучат эти слова. Это даже помогает актрисам настроиться на нужную волну.

Татьяна Паршина: Когда зритель читает фразы из моего дальнейшего монолога, я думаю: сейчас ты читаешь мою судьбу. И этот человек становится моим партнером, к которому можно обратиться взглядом, жестом.

В ближайшем будущем вологжане, возможно, вновь встретятся с артистами Театр.DOC, так как художественный руководитель Михаил Угаров и художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили договорились о совместном проекте. А как призналась Елена Гремина, ей в нашем городе очень понравилась публика: «Я была поражена тем, как зрители смотрели спектакль. Мы волновались, как будет восприниматься такая необычная музыка, сама история, но внимание вашей публики было для нас просто огромным подарком!». Кроме того, в это же день состоялась творческая встреча Елены Греминой с вологжанами. Встреча происходила в форме свободной беседы, на которой обсуждались различные темы: от новых тенденций и технологий в драматургии до того, как мечтается и думается творческому человеку в современном мире.


Ирина Сорокина