Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

Первой музыкальной кульминацией XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории» стали спектакли Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Два вечера подряд, 27 и 28 июня 2014 года, в зрительном зале Вологодского драматического театра звучала музыка Александра Бородина.

Второе появление «Князя Игоря» в афише нашего фестиваля словно бы утверждает его уместность, даже некоторую предпочтительность выбора именно этого шедевра русской оперной классики. И ныне дважды до отказа заполненный зал театра «голосовал» в пользу «Князя Игоря».

Современное решение спектакля оказалось удивительно родственным традиционному прочтению эпической оперы. Статичность изначальной драматургии позволила развернуть весь сюжет на узком пространстве авансцены. Зритель абсолютно не ощущал ни отсутствия живых лошадей в прологе или помпезного стула-трона у князя Галицкого, ни других предметных деталей привычного оперного спектакля. Все внимание сосредотачивалось на звучании великолепных голосов солистов, выразительных хоровых эпизодов или на тончайшем аккомпанементе и мощной красочности оркестра, ведомого заслуженным артистом России Евгением Самойловым.

Трудно отдать предпочтение какому-то одному компоненту этой грандиозной и необычайно сложной для исполнителей оперы.

Много приятных мгновений доставили слушателям молодость в сочетании со зрелым профессиональным мастерством солистов театра. Творчество каждого заслуживает отдельного внимания. Немалая нагрузка по естественному ходу сюжета выпала на долю исполнителей оперных партий Игоря – Владимира Байкова, Ярославны – Ольги Терентьевой, Кончаковны – Татьяны Табачук, князя Галицкого – Евгения Ставинского. Все они лауреаты международных конкурсов. Вниманием зрителей не были обделены Андрей Фетисов и Людмила Кафтайкина, выступившие в партиях хана Кончака и половецкой девушки, как, впрочем, и исполнители всех остальных партий.

Большой оперный хор (с ним работают хормейстеры: народная артистка России Наталья Попович и Виктор Кутураев), выстроившийся на заднем плане сцены, стал коллективным действующим лицом, выразительно и тонко реагирующим на драму героев. Его богатое по эмоциональным нюансам звучание вкупе с красками оркестра вполне восполнило отсутствие танцев в половецких сценах.

Итак, сюжет, который пришелся Бородину, по его словам, «ужасно по душе», и опера, ставшая итогом почти двадцатилетней работы композитора, оказались необычайно кстати на фестивале «Голоса истории».

Элла Кириллова,
фото Юлии Шутовой
 

Теги: Голоса истории

Новости по теме