Первым событием XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории» стала встреча с художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского театра), народным артистом России Валерием Фокиным. Уже второй раз режиссер представляет свой спектакль в нашем городе – летом 2013 года Александринский театр побывал у нас с гастролями, тогда вологжане смогли увидеть комедию «Женитьба» по произведению Николая Гоголя. В этот раз Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина как участник фестиваля «Голоса истории» покажет 24 и 25 июня спектакль «Ксения. История любви».

Творческая встреча с Валерием Фокиным вызвала неподдельный интерес у вологодских театралов, более часа шла оживленная беседа, затронувшая самые разные темы – спектакль «Ксения. История любви», литературные предпочтения Валерия Владимировича, его творческая деятельность и многие другие.

Как вы стали театральным режиссером?

В.Ф.: Я учился в художественном училище, в те времена на пике популярности были самодеятельные театры. В одном из таких театров меня попросили оформить два спектакля. И в процессе я понял, что мне очень интересна такая работа, некое коллективное созидание. Потом кто-то из актеров не пришел на спектакль, и меня попросили где-то постоять на сцене, какие-то реплики сказать. Но актерская профессия меня совершенно не увлекала, а заинтересовала режиссура – возможность сочинения нового произведения. Когда я пришел на экзамен в Щукинское училище, у меня с собой были эскизы к разным театральным спектаклям, видимо это привлекло комиссию, меня взяли, хотя на тот момент мне было всего 19 лет, а на режиссерский факультет в то время принимали тех, кто уже окончил институт. И вот уже 45 лет я работаю в театре.

Год назад открылся центр «Новая сцена Александринского театра». В чем его особенность?

В.Ф.: Это современный театрально-культурный комплекс. Его цель – формирование новых лабораторных действий, связанных с мультимедийными опытами, с молодой режиссурой. Это центр искусств, в котором развиваются смежные жанры, междисциплинарная система. На Новой сцене проходят вечера, связанные с авангардной музыкой, балетом, танцами. Важную роль играет образовательная составляющая, здесь занимаются наши магистранты, у нас набрана большая команда, куда вошли режиссер, драматург, продюсер, технический директор. По своим возможностям, в том числе техническим, этому центру нет равных ни в России, ни в Европе. Там замечательная сцена, полностью механизированная, куда можно посадить и 20, и 350 человек, есть учебная сцена, большой репетиционный зал. Занята в основном молодая команда, которой нужно помогать, но это часть Александринского театра, а не что-то отдельное. Для меня этот момент принципиально важен: у нас есть основная сцена, сохраняющая традиции, и новая. И только благодаря этому «взаимопроникновению» мы добиваемся того результата, который нужен.

Ваше мнение о современной драматургии.

В.Ф.: Есть способные одаренные драматурги. Но чтобы достичь высокого профессионально уровня, необходим постоянный внутренний рост. Ведь главное в любом произведении – это объем и глубина. Из авторитетных современных драматургов могу назвать Вячеслава и Михаила Дуренковых, Василия Сигарева.

Расскажите о ваших литературных предпочтениях.

В.Ф.: У меня два любимых писателя – это Федор Достоевский и Николай Гоголь. Читать меня научила бабушка, а первая книжка, которую я прочел сам, был сборник повестей Николая Гоголя. Такая довольно толстая книга издательства «Московский рабочий», она до сих пор у меня в библиотеке. Читать ее активно я начал в шесть лет, и когда доходил до произведения «Вий», в ужасе ее закрывал. Моя любовь к Гоголю, можно сказать, началась именно с этой книги. И еще потому, что дедушка и бабушка часто в разговоре обращались к цитатам из «Мертвых душ». Уже потом, прочитав это произведение, я понял, откуда они.

Как появился в афише фестиваля спектакль «Ксения. История любви»?

В. Ф.: Предложение поступило от организаторов фестиваля. И я сам, и артисты театра положительно отнеслись к этой идее. Именно в Вологде, городе, который является важным центром русской духовной культуры, православия этот спектакль очень уместен. Кроме того, Вологда произвела на меня в театральном отношении очень сильное впечатление год назад. После двух показов нашего спектакля «Женитьба» я увидел, что здесь очень подготовленная театральная публика.

Спектакль «Ксения. История любви» идет уже несколько лет, очень ценится в Санкт-Петербурге. В основу его положена история одной из самых почитаемых русских святых. В Петербурге о ней знает практически каждый, и даже далекие от религии люди скажут вам, где находится на Смоленском кладбище ее могила и часовня, туда и сегодня приезжает множество паломников. Во время подготовки спектакля представители духовенства говорили, что не стоит переносить эту чисто религиозную историю на сцену. Но потом, мне кажется, мы их убедили, что мы не смешиваем церковь и театр и не воспроизводим житие Ксении Блаженной. Мы показываем историю ее любви: как она через любовь к одному человеку – своему покойному мужу приходит к любви ко всем, вступает на путь юродства.

К фестивалю «Голоса истории» мы подготовили сценическую версию спектакля для игры на открытой площадке. Получился совершенно новый вариант спектакля. Здесь был нужен совершенно другой тон, другие приемы. Сама атмосфера Вологодского кремля диктуют иной подход. Я надеюсь, что у нас получится преобразовать спектакль, пусть профессионально это довольно непростые задачи, но зато очень интересные, это уникальный опыт и для меня, и для артистов. В постановке заняты актеры разных поколений, и эта связь, передача «эстафетной палочки», тоже важный момент.

Теги: Голоса истории
Ирина Сорокина

Новости по теме