12+

Артисты Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина представили публике спектакль «Ксения. История любви»

Артисты Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина первыми вышли на подмостки XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории». 24 июня 2014 года они представили публике спектакль «Ксения. История любви». В «зале» под открытым небом был аншлаг. Этот спектакль стал одним из самых ожидаемых на фестивале: Ксения Петербуржская, история которой легла в основу спектакля, в наших краях почитается особо.

Постановка народного артиста России Валерия Фокина не только рассказывает зрителю о непростом жизненном пути Ксении, но и дает немало поводов для размышления. Что есть любовь сегодня, какой она должна быть в этом суровом мире, какие испытания она способна преодолеть? Ксения (Янина Лакоба), потеряв со смертью любимого человека опору в жизни, отрекается от самой себя: «Не зовите меня больше Ксенией, но зовите меня Андреем Федоровичем». Блуждая по петербургским улицам, она в каждом видит его истинную суть и всякого пожалеет, за всякого помолится. На ее пути попадаются разные люди, одни желают воспользоваться ее беззащитностью, кто-то идет с покаянием, кто-то с ненавистью, которую она своей кротостью обращает в любовь. К ней идут нищие – слепые да безногие, богатые, польстившийся на развлечения житейские, и те, кто завидует ее юродству, и те, кто из любопытства хотят на нее взглянуть. Идут к ней и те, кто себя считает ближе к Богу, – такие, как Марфуша, мучающаяся с детства от падучей. Она кричит, бегает на сцене, пытаясь доказать свою любовь к Богу и Бога к ней, называя себя Христовой невестой. Не перечит никому Ксения, всех выслушает со смирением, пытается понять и принять всех такими, какие они есть, всех согревает своей любовью.

Временное пространство спектакля не ограничено XVIII веком, земной жизнью Ксении, так как образ святой вне времени: и сегодня к ее часовне на Смоленском кладбище идут с просьбами и мольбами. Хотя, как показала одна из мизансцен спектакля, зачастую на этих паломнических поездках делается бизнес, а посещение святых мест похоже скорее на поход в цирк. Лишь только очень чуткие души, сохранившие детскую чистоту, способны увидеть Ксению. Лица и времена вокруг нее меняются, но сущность человека остается той же. Так же, как два века назад, кто-то смотрит на нее как на чудо, а кто-то – как на сумасшедшую. Одни верили ей, другие относились с насмешкой или даже с опаской. Современность представлена в спектакле толпой, которая идет по кругу, едет на велосипедах и мотоциклах под песню Димы Билана «Невозможное возможно». А через какое-то мгновение перед нами – предвоенный Ленинград с очередью то ли на кладбище, то ли на передачи заключенным по известной тогда 58-й статье, погубившей чуть ли не полстраны. И вдруг из уст новых героев вновь звучит речь людей XVIII века…Консисторский двор Вологодского кремля, выступив в роли «живых декораций», придал спектаклю свое звучание. Здесь аура колокольных звонов под куполами Софийского собора, и крестится Ксения на три стороны, где в ночном небе различимы кресты. Каменные стены, лужи, «островок» из песка – это ли не иллюстрации к истории про юродивую. Одна из заключительных сцен спектакля – встреча с покойным мужем Андреем Федоровичем (Дмитрий Лысенков). Он появляется весь в белых одеяниях, (видимо, вымолила Ксения у Бога его грешную душу, ведь преставился он без покаяния) и, словно ангел, возвышается на кремлевской стене. «Ни муж без жены, ни жена без мужа не спасутся», – произносит Ксения. Оба они стали друг для друга спасением. Через любовь к мужу она смогла полюбить всех людей, сумела увидеть, как они живут, чем наполнен их мир вчера и сегодня. И даже перед лицом смерти Ксения спокойна – не боится ничего, она знает, что ее ждет после земной жизни.

Ирина Сорокина