12+

Спектакль «150 причин не защищать Родину» ТЕАТР.DОС

Историю падения Константинополя рассказали в спектакле «150 причин не защищать Родину» актрисы ТЕАТР.DОС

Этот коллектив впервые стал участником Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Театр документальной пьесы был создан в 2002 году несколькими драматургами. Это негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект. Большая часть спектаклей ТЕАТР.DOC создана в жанре документального театра, когда постановки основываются на подлинных текстах, интервью, где затрагиваются судьбы разных людей. Этот необычный жанр находится на стыке искусства и злободневного социального анализа, в основе спектаклей театра – самые актуальные темы окружающей действительности.

Спектакль «150 причин не защищать Родину» отправляет зрителя в XV век в город Константинополь, рассказывая от первых лиц историю падения этого города, завоевания его турецким султаном Мехметом. В спектакле использован «вербатим 15 века» – подлинные записки янычара, свидетеля событий, и подлинные стихи султана Мехмета Фатиха и суфийского поэта Юнуса Эмре. Начинается спектакль с очень тонкой увертюры, эта музыка – отражение внутреннего состояния главных героев, которое передается и зрителю. На протяжении всей истории эти мелодии то затихают, то вновь заполняют акустику зала. Ритм и звучание создано не с помощью музыкальных инструментов, а различных предметов, казалось бы, и вовсе не музыкальных – фасоль, грецкие орехи, крышки, бусины, гвозди, посуда. Все это в руках актрис превращается в такую музыку, которая неотделима от рассказанной истории. Специально для спектакля музыку написал молодой современный композитор Дмитрий Власик. После 10-минутной увертюры еще один необычный шаг – обращение к зрителю, причем именно к мужчинам, с просьбой прочитать несколько небольших отрывков, затем вошедших в речь героев. А, казалось бы, «мужскую тему» о войне и завоевании, о мужестве и героизме, о предательстве и верности доверили женщинам: «Все, кто мог держать меч, погибнет в это день. И когда мужчины все погибнут, женщинам остается рассказывать».

Так и стали примерять на себя роли мужчин, словно яркие платья разных цветов, пять актрис – Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр. У каждого героя своя правда, своя история. Султан Мехмет с детства мечтал о двух вещах: убить своего визиря и завоевать не покорившийся дотоле никому город Константинополь. Его мечта сбылась 29 мая 1453 года, но принесло ли это ему счастье..? Последний византийский император Константин XI пытается отстоять свою империю и свято верит в то, что у него это получится. Он обращается за помощью к другим христианским государствам, ведь, отстояв Константинополь, они смогут отстоять и веру. Откликнулись совсем немногие. Спустя два месяца осады город пал. А император Константин погиб в рукопашной схватке. Турки не узнали Константина и оставили того лежать на улице как простого воина. Много пришлось слугам Мехмета омыть голов, чтобы найти его.

Итальянец Джованни Джустиниани пришел на зов Константина, был готов подставить свое плечо, привел войско, но в самый ответственный момент был сражен стрелой: янычар напишет, что рана его была незначительна, но он сбежал с поля боя, а его солдаты поддались панике и стали отступать. Хотел сделать благое дело, а стал трусом… Но так ли все было на самом деле? В каждом герое идет внутренняя борьба – защищать родину или сохранить человеческие жизни?

Как рассказывает режиссер Елена Гремина, она попыталась представить семь стратегий выживания в эпоху перемен. Многие мотивы спектакля находят отражение и в нашем времени, буквально каждая фраза позволяет проводить параллели с сегодняшним днем. И тогда, и сейчас можно найти 150 причин отказать в помощи, 150 причин не объединиться в минуту опасности, но ведь есть и тысячи очень веских причин искать и найти способ остаться человеком…

Ирина Сорокина