12+

Рецензия на спектакль «Вагончик мой дальний»

«Вагончик мой дальний»

Один из немногих театров, решивших соответствовать одному из главных условий фестиваля – играть спектакли под открытым небом, стал драматический театр из города Березники Пермского края. Ещё в апреле в Вологду приезжал художественный руководитель театра Д. Кожевников, чтобы определиться с площадкой. Выбрали двор консистории…

…Войдя в «зал», зритель видит на высоком помосте груду тел. Это и дети, и взрослые. Волею судьбы и беспощадной власти они попали в один пересыльный вагон и направляются в места очень отдалённые от городов, где вели они мирную жизнь. Впрочем, мирная жизнь прервалась два года назад, и, может, для кого-то это подневольное путешествие – возможность выжить?

Главная сюжетная линия спектакля – отношения совсем юных Антона и Зои, как всегда бывает, внезапно возникшее чувство. В течение короткого времени духовная близость перешла в любовь. В трудные моменты жизни человек обретает способность быстро принимать решения. Так и здесь: осознав, что они любят друг друга, молодые люди решают не расставаться до последнего: сбежав из ненавистного вагончика, они используют все средства для того, чтобы уйти от погони. И всё время на их пути встречаются добрые люди: друзья помогают бежать, живущий в лесу Глотыч подкармливает и подсказывает, как добраться до больших городов, Бородач предупреждает о приближающейся погоне и сообщает, где можно спрятаться. После каждой такой встречи, после очередного этапа их приключений рождается надежда, что Антону и Зое удастся добраться до большого населённого пункта, где они смогут затеряться и начать, насколько это возможно во время войны, счастливую жизнь.

«Вагончик мой дальний» – первая в театре инсценировка повести А. Приставкина. Её специально написала популярный ныне драматург Ярослава Пулинович. Это первенство позволило Березниковскому театру гордо написать на программке «мировая премьера».

И всё же некоторые мелочи снижают общее благоприятное впечатление от спектакля. Так, неожиданно выясняется, что в военные годы существовало звание «прапорщик». Издеваясь над детьми, находящимися под стражей, «прапорщик» заставляет их выполнять команду «вспышка справа». Насколько мне известно, эта команда появилась только после изобретения оружия массового поражения, то есть атомной бомбы, и произошло это значительно позднее 1943 года. В один из моментов перед зрителем предстаёт оркестр из трёх музыкантов, но вместо живой музыки мы слышим фонограмму. Когда герои усаживаются на какой-нибудь вид транспорта, они имитируют покачивание: едут!… Мелочи? Конечно, но именно они становятся своего рода «якорями», которые тормозят восприятие спектакля, оставляя сожаление о некоторой небрежности театра и автора инсценировки.

Алексей Сальников, театровед