12+

Спектакль «Ростовское действо» завершил фестиваль «Голоса истории»

«Ростовское действо»

Спектакль Московского государственного академического камерного музыкального театра «Ростовское действо» в этом году закрывал XII Международный театральный фестиваль «Голоса истории». Необычность и загадочность этой работы оперного режиссера Бориса Покровского (1912 — 2009), аналогов которой нет в мировой оперной классике, хорошо почувствовали вологодские зрители.

Музыкальный спектакль создан по мистерии святителя Дмитрия, митрополита Ростовского, написанной в XVII веке к Рождеству Христову. Звучащий на церковнославянском языке, по форме он отдаленно напоминает рождественский кукольный вертеп. Этим во многом объясняется многолетняя популярность «комедии» (так она называлась при своей первой постановке). Данное действо, по утверждению режиссера, разыгрывали даже солдаты на фронтах Первой мировой войны.

Спектакль 1982 года возродил традицию мистерии спустя почти 300 лет после премьеры, состоявшейся в Ростове Великом в 1702 году.
Нотной записи музыки, к сожалению, не существовало. В каждом конкретном случае свободно использовались молитвы и популярные народные мелодии. Музыковед Евгений Левашев изучил и подобрал для московского спектакля старинные напевы, песенные «забавы», церковные песнопения и даже языческие ритуальные попевки. Остальную работу блестяще завершил коллективный труд и талант актерского ансамбля.

В возобновленной постановке «Ростовского действа» наших дней, естественно, участвует новое поколение исполнителей, каждый из которых в определенных моментах выступает и как солист, но все вместе они составляют выразительное коллективное действующее лицо. Об этом ансамбле артистов хотелось бы сказать в первую очередь. Стройный хор участников спектакля поет без аккомпанемента и дирижера. Отдельные наши слушатели-вологжане даже пытались обнаружить «подзвучку». Её не было. Секрет заключен в волшебной акустике Консисторского дворика, пространство которого усиливает звук, делает его более теплым, живым, объемным.

Поэтому так впечатляло присутствующих использование групп хора на верхней площадке амфитеатра и еще в трех разных точках дворика, словно имитировавших пение в храме…

Из сольных номеров особенно выделился лирический скорбный плач Рахили по убиенным младенцам.

Известный библейский сюжет о царе Ироде, приказавшем умертвить множество младенцев и о чудесном спасении маленького Христа, о вечной борьбе добра и зла в природе человеческой, представленный в спектакле московских гостей, был бы более глубоко понят зрителями наших дней при наличии программ с кратким пояснением сути происходящего…

Но в целом спектакль театра Покровского, обращенный к истокам духовной и музыкальной культуры русского народа, вызвал большой интерес вологжан, как это уже происходило не только во многих российских городах, но и в Великобритании, Германии, Италии.

Элла Кириллова,
фото Марии Гуляевой