«Время женщин», Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина

Войдя в зрительный зал, зритель сразу понимает, о каком времени театр поведёт разговор: на большом полиэкране демонстрируются хроникальные кадры праздничных демонстраций до- и послевоенного времени. Радостные лица демонстрантов, наверное, мало кем из большинства зрителей узнаваемые портреты вождей, лозунги, о которых сейчас вспоминается с иронией... Перед экраном со свечой стоит героиня спектакля. Она то ли совершает молитву, то ли ищет в хронике знакомые лица... Впрочем, год начала действия можно назвать точно – 1956. Именно в этот год родилась героиня пьесы, воспоминания которой и легли в её основу. На протяжении всего спектакля, на авансцене справа за письменным столом, молодая женщина пишет то, что перед нами разыгрывают актёры. Это насколько возможно подробный рассказ о жизненных перипетиях ничем не приметной, не отличной от других женщины: из деревни приехала в Ленинград, поступила на завод, городской хлыщ её обаял и бросил с ребёнком, жить пришлось в коммуналке с тремя старухами, пережившими блокаду. Да ещё дочь родилась инвалидом: до семи лет не разговаривала, хотя видно было, что всё понимает. Попытка выйти замуж успехом не увенчалась. После тяжёлой болезни умирает, оставив на руках соседок-бабушек дочь...

Как и у большинства из нас, биография в несколько строчек. Но за ними и радостные, и горестные события, обретения и потери. Но что отличает главных героинь спектакля, нет в них ни капли разочарования жизнью. Внутренний оптимизм – вот что их роднит, что придаёт жизненные силы, позволяет преодолевать трудности. Что-то они принимают со смирением, за что-то вынуждены бороться, о чём-то безжалостно забывают, а что-то остаётся в душе незаживающей раной. Сопереживанию зрителя способствует узнаваемость и ситуаций, и характеров, и реалий того времени. Ну разве не встречались вам ловеласы, умеющие уболтать миловидную девушку, влюбить в себя, а когда она забеременела, безжалостно с ней расстающиеся? Разве не было в нашей жизни профсоюзных активисток, убеждённых, что они держат в своих руках нити судеб членов профсоюза и когда под кнутом, а когда поманив пряником, ведут их к светлой жизни? И ведь от таких встреч остаются всё-таки чаще всего добрые воспоминания. Или ещё один тип мужчин: долго размышляет: а не ошибётся ли он в выборе жены? А когда можно переступить грань ухаживаний и перейти к решительным действиям? Герою пьесы «Время женщин» не много времени отпущено на внутренние терзания. А помните, как воспринимались в давние времена моменты самых ярких достижений в СССР? Какой энтузиазм охватил всех – от мала до велика – 12 апреля 1961 года?

Конечно, для зрителей старшего поколения эта пьеса – прекрасная возможность вспомнить свою молодость, сверить свои переживания с переживаниями героев спектакля. Но неверно предполагать, что это именно та целевая аудитория для театра. При возрастающем интересе к истории страны, к истории своей семьи со стороны молодёжи – это ещё одно убедительное свидетельство того, как жили бабушки и дедушки. И напоминание: расспросите их, пока они живы. Вам откроется столько нового, столько интересного, что вы удивитесь насыщенности, яркости жизни тогда. И непременно найдёте истоки чувствований и поступков живущих в наши новые времена.

Алексей Сальников, театровед

 
Теги: Голоса истории

Новости по теме