Театровед Алексей Сальников об итогах XII Международного театрального фестиваля «Голоса истории»

Огорчила, прежде всего, скоротечность фестиваля: всего 8 дней он продолжался. Мы увидели 12 спектаклей, четыре из них – под открытым небом. В трёх случаях это был Консисторский двор Кремля, один спектакль показан в Пятницкой башне. Вновь не было конкурсной составляющей. Зрителям самим было предоставлено право выбирать самый интересный спектакль, более всего соответствующий названию фестиваля. Впрочем, споры о соответствии афиши названию до сих пор ведутся: до какого года история, а когда начинается уже современность.

География показа спектаклей фестиваля расширилась: кроме Вологды, некоторые спектакли смогли посмотреть зрители Череповца и Кириллова. Художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили поделился мечтой специально поставить спектакль в Кирилло-Белозерском монастыре. Может, кто-то ещё из гостей вдохновился такой идеей? Ведь наверняка большинство участников фестиваля там побывали.

Как это ни странно, главной на фестивале стала женская тема: «Ксения. История любви». «Пётр и Феврония муромские», «Время женщин», «Марьино поле». «150 причин...» тоже причисляю к этому числу («когда нет мужчин, женщинам остаётся об этом рассказывать»). Гендерный перекос вовсе не означает снижение роли мужчин в истории. Нет, как правили они, так и правят («Ричард 2», «Ромул Великий», «Князь Игорь»). Скорее всего, театр приходит к выводу, что через женские образы исторические события передаются более рельефно, с большим прочувствованием, более эмоционально, а значит с большей убедительностью.

На фестивале этого года более активно стали использоваться медиа-технологии. В «Ксении», дожидаясь начала спектакля, зрители на стене Святых ворот могли прочесть статью из Википедии о Ксении Петербуржской, в «Петре и Февронии», кроме появления на доске старославянского текста, можно было увидеть и сделанный на компьютере лубочный фрагмент легенды. В спектакле «Время женщин» на видеопроекциях построена практически вся сценография.

У каждого из театров – участников фестиваля после просмотренных спектаклей, бесед складывается свой образ. Моя классификация основывается только на тех работах, которые были показаны в этом году, поэтому не может претендовать на безоговорочность. Только о том, какой образ театра создался после просмотра фестивального спектакля.

Александринка – можно бы и устать за столь долгую жизнь, почивать на лаврах, но интерес к жизни не иссякает. Без боязни старается испытать новые ощущения и всегда оказывается победителем.

Березниковский театр – с большим чувством собственного достоинства, подаёт надежды. Болезненно переживает ошибки.

Театр.DOC – с чёткой гражданской позицией, граничащей с фрондой. Проявляется независимо от того, какой материал в работе. Главное – доказать, что всё зависит от человека, от его желания и умения оставаться самим собой.

Театр «Практика» – молодым интересно всё. Может быть, не всё понятно, но не гнушается спросить, переспросить. Не получив убедительного или понятного ответа, оставляет за собой право интерпретировать события так, как он это понимает.

Вологодский драматический – основательность, ярко выраженное чувство ответственности за дело, за которое взялся. Следуя традициям, всегда находит в них новые оттенки, которые успешно использует, получая благодарность от зрителей.

Вологодский театр для детей и молодёжи – умеет о серьёзном говорит несерьёзно: театральное зрелище не может и не должно быть скучным.

Вологодский камерный – в жизни всегда есть возможность для шутки, классический материал не препятствие для напоминания о реалиях современности.

Магнитогорский театр – новации только оттеняют режиссёрское и актёрское мастерство, обстоятельность и скрупулёзность в деталях – это бальзам на души не только актёров, но и зрителей.

PS.: Только в одном драматическом спектакле на сцену вышло существо, не являющееся актёром: гусь в «Ксении» Александринского театра. Мне сначала показалось, что это муляж, но оказалось – нет. Исполнила птица свою роль с достоинством. Но потрясение, испытанное ею, оказалось столь сильным, что на следующий день гусь отказался принимать пищу. Пришлось её везти к ветеринару. В ответ на просьбу предоставить другую птицу от владельцев этой гусиной фермы последовал отказ. Организаторам срочно пришлось искать замену пернатому актёра. Хорошо, под Вологдой не одна гусиная ферма. Ввод оказался успешным.

Таковы краткие итоги 12-го международного фестиваля «Голоса истории». Надеюсь, что через два года снова прозвучат его позывные и мы сможем получить не менее яркие впечатления, чем в этом году.

PPS.: Музыкальные спектакли рецензировала музыковед Элла Кириллова.

Теги: Голоса истории

Новости по теме