5 июля 2014 года свой конкурсный фильм «Натюрморт» (Still Life) на V Международном фестивале VOICES представил режиссер Уберто Пазолини. Он известный продюсер с итальянскими корнями, который живет в в Великобритании, а эта картина – его вторая режиссерская работа.

Главный герой – одинокий педантичный человек Джон Мей, уже 22 года он работает в похоронном бюро. Его главная задача – отыскать родственников умерших в одиночестве людей, а когда это не удается – он сам провожает их в последний путь со всеми почестями. В свой альбом он вклеивает фотографии всех, которого похоронил, ведь память об этих людях кто-то должен хранить. Но Джон попадает под сокращение, и у него остается последнее дело – отыскать родственников своего умершего соседа Билли Столка. Эти поиски выбивают его из колеи привычного ритма. Он узнает, какой насыщенной жизнью жил этот человек, как сыщик, распутывает клубок событий его жизни. Джон находит его друзей, любившую его женщину, его дочь, и у каждого есть, что про него рассказать. Он пытается дать понять им всем, что этот человек был им дорог и что они должны проводить его в последний путь.

Но истории о Билли начинают влиять на жизнь Джона. Он становится способен на смелые поступки, влюбляется в Келли Столк, дочь Билли. И кажется, вот-вот жизнь сделает крутой поворот и для него будут открыты двери в мир живых людей и живых отношений. Но это не его жизнь, он был создан не для нее. И, торопясь на свидание, Джон Мей попадает под машину и погибает – погибает со счастливой улыбкой на губах. Хоронят его в один день с соседом, попрощаться с котором пришли все те его друзья и родственники, которых отыскал Джон. Он выполнил свой долг перед этим человеком – объединил вокруг него семью, друзей. А вот самого Джона, такого же одинокого, как и его «подопечные», не пришел похоронить никто из живых. Но к его могиле потянулись души тех, кого проводил в последний путь он, а значит, его жизнь и его дело были не напрасны.

«Мой фильм не о смерти, он прежде всего о жизни, - признался режиссер Уберто Пазолини. - Каждый находит в нем то, что он хочет найти. Лично для меня самое важное вот что: мы не должны забывать о мертвых, но в первую очередь нужно думать о живых, которые вокруг нас, уметь находить в себе силы прощать или просто не забывать старых друзей, не терять с ними связь». Режиссер рассказал, что сюжет для картины ему подсказала публикация в одной из газет. Это было интервью с социальным работником похоронного бюро, где он рассказывал об особенностях своей профессии. Когда возникла идея фильма, Уберто много общался с разными людьми из похоронных бюро и даже сопровождал их на службы и на похороны – изучал, как и что они делают, чтобы проработать детали будущей картины. «Мне хотелось показать одиночество во всех его красках, - рассказывает режиссер. - У меня есть прекрасная семья, интересная работа, масса друзей, и одиночества я сейчас не ощущаю. Хотя и в моей жизни пять лет тому назад был период после развода, когда я приходил домой – и там никого не было. Впервые за 30 лет мне приходилось самому включать свет во всех комнатах, слушать радио, чтобы слышать звук голоса и не чувствовать себя одиноким. Этот мой жизненный опыт отчасти вошел в картину. Для меня фильм – возможность сказать, насколько гуманистична эта профессия, и попытаться ответить на вопрос, что же такое одиночество. Мне хотелось дать понять зрителям, насколько важно открыть себя другим людям, позволить им войти в твой мир, и в тоже время самому пробиться к их миру, который для тебя закрыт».

В русском и итальянском переводе название фильма – «Натюрморт», а английский вариант – «Still Life» – имеет несколько иное значение: это «остановившаяся жизнь». Но в то же время это название можно расшифровать и по-другому: это жизнь, которая замирает, а потом продолжается. Действие в фильме происходит очень медленно, и лишь в конце оно ускоряется, как ускоряется темп жизни главного героя. Этому способствует и «грамматика» фильма, в кадре появляется больше движения: начинают ездить машины, бегать дети, увеличивается количество цвета и света, звучит музыка. В картине показано, как жизнь одного человека может повлиять на жизнь другого.

Главную роль сыграл актер Эдди Марсан. Уберто Пазолини работал с ним 10 лет назад, когда продюсировал фильм «Новое платье императора». Тогда у актера была совсем небольшая роль, но Уберто поразило, насколько профессионально он подходит к своему делу. И этот сценарий он писал именно для Эдди Марсана. «Это его первая главная роль, - рассказал Уберто, - обычно он играет второстепенных персонажей, и в основном отрицательных. Это очень талантливый актер, у него прекрасная техника, и он всегда старается помочь режиссеру раскрыть историю с помощью своего героя».

Вологжан эта картина не оставила равнодушными, они с удовольствием общались с Уберто, и один из главных вопросов – почему он не дал главному герою возможности жить дальше. «У меня две причины – ответил режиссер. - Во-первых, это симметрия драмы: фильм начинается с похорон и должен был ими и завершиться. И во-вторых, если бы его жизнь продолжалась и он построил бы свои отношения с дочерью соседа, то мы потеряли бы ощущение важности той жизни, которую он вел до этого, провожая в последний путь одиноких людей. По завершении фильма мы бы думали  о его будущем, а не о прошлом, и прошлое обесценилось бы».

Одна из зрительниц, заведующая музеем «Мир забытых вещей» Татьяна Касьяненко подчеркнула: «Эта картина по своему духу очень близка русским людям. Здесь показан мир маленького человека с большим сердцем. И конец действительно важен, потому что по-другому нельзя было решить этот фильм. Когда к нему, который столько сделал для одиноких людей и у могилы которого нет из живых, приходят души – это очень правильно. Фильм философский, очень глубокий, заставляющий о многом поразмыслить».

Ирина Сорокина

 
Теги: VOICES

Новости по теме