Теме взросления посвящен фильм чешского режиссера Ирджи Мадла «Поездка к морю»

Свой режиссерский дебют представил в конкурсной программе V фестиваля VOICES Ирджи Мадл, известный в Чехии как киноактер и сценарист. По его собственному признанию, он никогда не хотел быть режиссером, но продюсеры, прочитав сценарий, сказали, что никто, кроме него самого не сможет снять по нему картину. В ходе работы над фильмом Ирджи Мадл проникся профессией режиссера и теперь думает о том, что этот опыт должен иметь продолжение.

В чем же уникальность фильма? По замыслу режиссера, его снимает ребенок, 11-летний мальчик, который хочет таким способом рассказать о себе и своей жизни, семье, друзьях. В начальных титрах фильма он даже указан как режиссер – с точки зрения Ирджи Мадла, это было необходимо для убедительности. Томаш учится в школе, играет в футбол и мечтает летом поехать на море. Но на пути к этой мечте он неожиданно для себя сталкивается с целой чередой препятствий. Он замечает, что бабушке становится хуже, узнает, что в семье друга нет мира – отец постоянно избивает мать, что девочка, которая ему нравится, предпочитает его друга. Но главное, что беспокоит героя, - таинственные отлучки отца из дома. Томаш подозревает его в измене матери и ставит перед собой цель выяснить правду. В итоге он сталкивается с открытием, которое становится шоком для него.

Конечно, фильм снят профессиональным оператором, но снят таким образом, что иллюзия детских опытов с кинокамерой постоянно поддерживается у зрителя. Томаш снимает вдвоем с другом Харрисом, поэтому мы видим происходящее одновременно с двух точек зрения. Многие события фильма показаны так, как необходимо настоящему режиссеру, но переходы от «детской» съемки к профессиональной практически не заметны – настолько увлекает сюжет. По словам Ирджи Мадла, главным для него было показать взросление героя, а взросление никогда не бывает легким. От эпизода к эпизоду мы ощущаем, как мальчик становится более чутким и, можно сказать, мудрым, как он учится понимать взрослых и самого себя.

Очень убедительны в фильме детские актерские работы. Ирджи Мадлу интересно было делать именно семейное кино, в котором снимаются дети. Режиссер сознательно включил в фильм ряд эпизодов, которые могут быть восприняты неоднозначно. Это, например, сцена, когда Томаш в приотворенную дверь снимает на камеру, как родители занимаются сексом, или сцена визита в интернат, когда в кадр попадают посторонние больные люди. Но фильм в определенном смысле метафоричен: процесс киносъемки всего, что герой видит рядом с собой, - это метафора взросления, познания жизни.

Одна из главных тем фильма – отношение обычных здоровых людей к людям с ограниченными возможностями. Дети, которые, по наблюдениям режиссера, во многом храбрее взрослых, относятся к этой проблеме не так драматично, и у них лучше получается установить контакт. Но конечно, то, что Томаш оказался способен понять родителей, - во многом заслуга семьи, в которой, несмотря на несчастье, царят уважение и любовь.

Светлана Гришина

 

Теги: VOICES

Новости по теме