Французский режиссер Серж Аведикян представил на VOICES свой фильм «Параджанов», где сыграл главную роль. Картина рассказывает о судьбе известного кинорежиссера Сергея Параджанова. Перед зрителем предстает живой образ уникального творческого человека, удивляющего общественность своей неординарностью, самобытностью, порой и саботажем. Этот фильм не биография и не экскурсия в жизнь героя, а попытка показать гениального художника Параджанова, его внутренний мир на фоне разных перипетий судьбы. У этого человека есть крепкий внутренний стержень, он человек дела, наделенный огромным талантом, и в тоже время он, как и все, хочет любить и быть любимым, но при этом очень одинок.

Режиссер фильма предупреждает, что не пытался копировать стилистику и манеры героя своего фильма, потому что повторять таких мастеров, как Чаплин, Пазолини, Феллини, Параджанов, бессмысленно: «Эти гении делали свои фильмы, и остальным нужно найти свой стиль пусть даже методом проб и ошибок, но это будете уже именно вы».

История начинается с рассвета творческой карьеры Параджанова – работы над, пожалуй, самым известным его фильмом «Тени забытых предков». Параджанов как художник твердо знает, как сделать любую свою картину гениальной, и ни за что не отступит от своей идеи. Он умеет работать, умеет веселиться, умеет любить. Но во все времена талантливому человеку живется непросто – так и на Параджанова давит государственная система, его сложный характер не выдерживает даже любимая женщина. Одним из переломных моментов картины становится арест героя. Нет, он не преступник, он свободомыслящий художник, неугодный человек, которого нужно сломить. Пять лет тюремного заключения с самыми отъявленными преступниками обязательно сделают свое дело – так думали «неравнодушные». Но даже в таких невыносимых условиях Параджанов находит в себе силы пережить эту черную полосу – здесь мы видим его настоящую сущность. Оставшись наедине со своей бедой, он распрощается с образом балагура. И в тюремном заключении, где, казалось бы, нет ничего, чтобы могло бы спровоцировать творческий подъем, он находит вдохновение и даже внутреннюю свободу. Из мусора выстраивает композиции, много рисует… Одна из самых трогательных сцен фильма, где не только слова, но и взгляды говорят об отчаянии – это свидание в тюрьме с женой. В фильме это их последняя встреча, и кажется, что в момент прощания для героя рушится весь мир. С этой секунды его окружает лишь одиночество. И даже долгожданная свобода не дарит ожидаемой радости. Все вокруг него – это краски прошлого, которое невозможно вернуть. Но именно воспоминания рождают его новое увлечение – составление коллажей. Он художник, а значит, будет творить, даже если ему не дают возможности делать то, что является смыслом его жизни – снимать фильмы. На склоне лет судьба благоволит ему, и он вместе со своим другом снимает картину «Легенда о Сурамской крепости». Выступая перед большой аудиторией за границей, он гордится тем, что он – простой художник, живущий в бедном доме своих родителей, где протекает крыша. Но в этом весь Параджанов, для счастья ему необходима самая малость – возможность творить, словно дышать.

Режиссер фильма Серж Аведикян рассказал, что признателен судьбе за то, что ему выпала возможность лично пообщаться с Сергеем Параджановым. «Я встречался с ним трижды, но тогда даже не думал, что когда-нибудь буду снимать о нем картину. Мы познакомились в 1983 году в Тбилиси, когда Параджанов только вышел из тюрьмы. Потом, спустя пять лет, встретились в Париже в центре Помпиду, где он представлял свои фильмы. Еще одна встреча была в Сен-Жермен-де-Пре, там мы уже более тесно общались, целую неделю гуляли по Парижу, съездили на могилу Андрея Тарковского».

Как вспоминает Серж Аведикян, Параджанов был человеком с богатой фантазией, он всегда говорил, что жизнь должна быть интересной, как театр. «В фильме мне хотелось показать, какой он был, когда оставался наедине с самим собой. За те 15 лет, что он не снимал фильмов, он сделал огромное количество рисунков и коллажей, которые сегодня находятся в ереванском музее. Он говорил, что каждый из этих коллажей, как фильм, который он не смог снять. В Париже Сергей Параджанов подарил мне один из своих коллажей».

Эта кинолента вышла в 2013 году, и ее премьера состоялась на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Фильм уже показали на Украине, в Грузии и Армении. А вологжане смогли увидеть еще и короткометражку Сержа Аведикяна «Лающий остров» («Собачьи истории»), который получил Золотую пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм на Каннском кинофестивале в 2010 году.

Ирина Сорокина

Теги: VOICES, Сергей Параджанов

Новости по теме