Послесловие к VOICES:
впечатления вологодского киноведа Татьяны Кануновой
о фильмах российской программы фестиваля

Вспоминая фестиваль прошлого года, на котором отечественный кинематограф был представлен картинами режиссеров «новой волны» – Кирилла Серебренникова, Ивана Вырыпаева, Алексея Федорченко, Бориса Хлебникова, Андрея Стемпковского, Юрия Быкова, – в этот раз хотелось ожидать столь же яркой программы российских фильмов. И действительно, зрители увидели немало достойных кинолент.

На нынешнем фестивале проявилась мировая тенденция – в кинематограф все чаще приходят режиссеры-женщины. В программу V VOICES вошли фильмы Светланы Проскуриной («До свидания мама»), Наны Джорджадзе («Моя русалка, моя Лореляй»), Оксаны Бычковой («Еще один год»), Ирины Волковой («Диалоги»), Любови Львовой («Зимний путь»), Елизаветы Трусевич («Семицветик»). В этот ряд должно было встать и имя режиссера Валерии Гай Германики, но показ ее фильма «Да и да» по не зависящим от организаторов причинам не состоялся. Впервые на кинофестивале были показаны короткометражные игровые фильмы, и три короткометражки из пяти сняты режиссерами-женщинами: «Рядом» Яны Трояновой, «Час» Марины Мигуновой, «Внутри музыки» Юлии Нович.

Еще одна новая тенденция состоит в увеличении количества фильмов, снятых в совместном производстве с другими странами. Совместное производство (co-production) сегодня признано наиболее эффективным в плане финансирования и в плане продвижения кинопродукции на мировой рынок. Из 16 полнометражных отечественных фильмов три ленты – «Питер. Лето. Любовь», «Я не вернусь» и «Замок» – сняты совместно с другими странами. На круглом столе был показан рабочий материал нового фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», который также снимается в копродукции России, Франции, Латвии и Великобритании.

Среди российских фильмов, показанных в рамках внеконкурсной программы кинофестиваля, три картины созданы известными кинорежиссерами: Алексеем Балабановым, Светланой Проскуриной, Наной Джорджадзе. Показ картины Алексея Балабанова «Замок» (1994) по одноименному роману Франца Кафки был посвящен памяти кинорежиссера, ушедшего из жизни в прошлом году. Балабанов снимал в Вологодской области два своих фильма – «Груз 200» в Череповце и «Я тоже хочу» в Шекснинском районе. Кроме того, зрители посмотрели документальную ленту журналиста Сергея Шолохова «Алексей Балабанов. В поисках счастья», которую автор представил лично.

Российский режиссер, сценарист, продюсер Светлана Проскурина, председатель жюри V VOICES, представила свой фильм «До свидания мама» (2014). Автор сценария – современный драматург Василий Сигарев. На III кинофестивале VOICES в 2012 году он в качестве режиссера и сценариста представлял свой фильм «Жить». В основе сценария картины «До свидания мама» – пьеса Сигарева «Алексей Каренин», написанная по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», но действие в фильме перенесено в наши дни. Ситуация семейной драмы показана глазами покинутого мужа, который ищет в себе силы простить жену и принять происходящее, не навредив сыну. Главные роли в картине исполнили талантливые молодые актеры Александра Ребенок, Алексей Вертков и Даумантас Цюнис.

Нана Джорджадзе – киномастер с мировым именем, обладатель приза Каннского кинофестиваля – привезла в Вологду драму «Моя русалка, моя Лореляй» (2013). Картина рассказывает о первой юношеской любви, когда объект юношеских мечтаний идеализируется, а память о нем остается на всю жизнь. Это чуть сентиментальная история о зарождении большого романтического чувства, о физическом и эмоциональном взрослении.

Мелодрама «Еще один год» (2014) – четвертая режиссерская работа Оксаны Бычковой. Исполнитель главной роли в фильме актер Алексей Филимонов был удостоен награды за лучшую мужскую роль на Кинотавре-2014. Сюжет картины прост: супружеская пара не выдерживает испытания бытом, и, прожив вместе всего год, молодые люди расстаются. В основу сценария фильма легла пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», по которой в 1979 году был снят одноименный фильм с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой в главных ролях. Современное кинопрочтение известной пьесы уступает в убедительности советскому фильму. Картина полностью держится на актерском таланте Алексея Филимонова, отношения главных героев не вызывают сопереживания, невнятен и финал. В фильме 1979 года последняя сцена полна трагизма, здесь же зрители, похоже, остались равнодушны к переживаниям героини.

Остальные фильмы российской программы созданы режиссерами, дебютирующими в большом кино. Они рассказывают о людях своего поколения, о том, что волнует их сегодня. Очень светлое впечатление оставляет фильм «Питер. Лето. Любовь» (2013) о пребывании молодого англичанина в современном Санкт-Петербурге, о его знакомстве с русским сводным братом и неожиданно вспыхнувшем чувстве к девушке брата. Картину на кинофестивале представил режиссер Андрей Хвостов, рассказавший о команде талантливых молодых актеров, среди которых – английский актер Терри Суини, исполнитель главной роли. Фильм – продукт совместной работы российских и британских кинематографистов, он удивительно точно вписался в тематику кинофестиваля, посвященного перекрестному году культуры Великобритании и России.

Ленту «Диалоги» (2013) начинающего режиссера Ирины Волковой, состоящую из пяти новелл, на фестивале представили актеры Евгений Цыганов и Ольга Сутулова – исполнители главных ролей в одной из новелл фильма. Каждая новелла рассказывает о взаимоотношениях людей в семье, о дружбе, о любви, о смерти. Невозможно не отметить замечательные актерские работы Владимира Меньшова, Евгения Стычкина, Марии Шалаевой и Александра Яценко.

Фильм «Зимний путь» (2013) создан режиссерами-дебютантами, но людьми творчески зрелыми – это театральные актеры Любовь Львова и Сергей Тарамаев. Они же являются и авторами сценария картины. Фильм снят профессионально, особенно впечатляет операторская работа известного мастера Михаила Кричмана, постоянного оператора фильмов режиссера Андрея Звягинцева. Особенностью картины является контраст высокого (классической музыки) и обыденного. Студент консерватории Эрик готовится к конкурсу вокалистов, репетируя песенный цикл Шуберта «Зимний путь». Он случайно знакомится с бездомным парнем Лёхой. Между героями завязываются непростые отношения, которые ведут к трагической развязке. Фильм, отмеченный наградами на нескольких кинофестивалях, можно отнести к категории артхаусных. На 7-м фестивале российского кино в Лондоне в 2013 году картина была удостоена главного приза «Лондонский лев». Председатель жюри фестиваля голландский режиссер Йос Стеллинг, в 2013 году представлявший в Вологде на IV VOICES свой фильм «Девушка и смерть», высоко оценил «Зимний путь»: «Это настоящее кино — делающее невидимое видимым, с мощным столкновением противоположностей. Этот фильм тронул мое сердце...».

Еще одна российская артхаусная кинокартина была представлена в конкурсной программе кинофестиваля – фильм режиссера Владимира Бека «Безкожи» (2014). Юноша и девушка знакомятся при поступлении в театральный вуз, но оба проваливают творческий конкурс. Девушка-москвичка решает приютить парня до его отъезда домой, и между ними завязываются любовные отношения. Картина полна киноцитатами из известных западных фильмов. Чувствуется, что режиссер – человек с большими амбициями, но будут ли они реализованы, покажет время. Жюри же V Международного фестиваля молодого европейского кино отметило призом работу оператора-дебютанта Ксении Середы.

Татьяна Канунова, киновед

 


Перейти к другим новостям культурной жизни Вологодской области

Афиша Вологды и Череповца

 
Теги: VOICES, Татьяна Канунова

Новости по теме