Уроки литературной критики давала в областной юношеской библиотеке им. В. Ф. Тендрякова прозаик, журналист Наталья Мелёхина 16 января. На семинар пришли как инициаторы встречи – участники ЛитО «Лист» Галины Щекиной, так и те, кому было интересно узнать об особенностях жанра литературной рецензии.

Наталья Мелёхина – журналист и литературный обозреватель, автор книг «Медведь с заплатой на ухе» и «Забывай как звали», лауреат литературных премий, в том числе Волошинского конкурса. Литературные рецензии Наталья пишет около 10 лет, а началось все с появления тематической колонки в газете, где она работает. Сегодня ее отзывы о книгах можно прочитать в литературных журналах «Знамя» и «Октябрь».

Любители чтения зачастую обращаются к рецензиям на книги. Мнения специалистов и отзывы читателей в интернете помогают сделать выбор в пользу того или иного произведения, поэтому сегодня литературная критика довольно востребована, а вот тех, кто грамотно и интересно умеет писать рецензии, не так уж и много. Наталья Мелёхина поделилась собственным опытом. Она отметила, что какой-то определенной формы написания рецензии нет, однако есть рекомендации, каких ошибок нужно избегать. Наталья выделила шесть самых распространенных из них и составила свой список признаков качественно написанной рецензии.

Первое, на что важно обратить внимание, – это уметь различать журналистский материал и литературоведческую статью от литературной критики. Наталья подробно рассказала, как суметь отличить одно от другого, и на примерах доказала их особенности. Необходимо осознавать, на какую аудиторию рассчитана рецензия и для какого издания. Чаще всего это широкий круг любителей чтения, а также сам автор, которому любопытно узнать мнение о своем произведении. Хотя их читают и ученые, филологи, литературоведы. Конечно, рецензия в блоге или каком-то массовом периодическом издании будет отличаться от той, что пишется для толстого литературного журнала.

Начинающему критику очень важно не забывать указать в своей рецензии подробную информацию о книге – не только название и автора, но и издательство, автора-составителя, тем самым облегчив ее поиск для заинтересовавшегося читателя. Не в коем случае нельзя давать оценку книги, но важно высказать свое мнение о прочитанном, анализируя произведение не с точки зрения реальной жизни, а с точки зрения искусства слова. «Многие начинают «бодаться» с литературным героем, а это тоже самое, что съесть нарисованную грушу, – отмечает Наталья. – Литературные произведения не подчиняются законам реальности и не являются калькой действительности». Литературный герой – это плод воображения автора, и в то же время у каждого читателя складывается свое представление о нем. Важно раскрыть художественные особенности произведения и помочь читателю понять этого героя.

Особенно осторожно нужно писать о дебютантах – ведь от того, что скажет критик, может зависеть дальнейшая литературная судьба автора. Также следует написать о месте книги в литературном процессе, в творчестве самого писателя или поэта. А при анализе поэтических книг не нужно описывать темы, о которых размышляет автор в своих стихах, ведь гораздо важнее, как это он делает. И конечно, успех рецензии во многом зависит от стиля подачи материала. Рецензент должен писать так же хорошо, как прозаик или поэт, – грамотно и интересно, владея навыками публицистического стиля. Гораздо приятнее читать легкий, не отягощенный литературоведческими терминами текст, где автор рецензии ярко и образно делится своим мнением, не навязывая его. Важно писать так, как будто рассказываешь своему другу о только что прочитанной книге.

Несмотря на то что в самом начале встречи Наталья Мелёхина скромно сказала, что не знает, как писать рецензии, а лишь поделится своими наблюдениями и личным опытом, ее рекомендации без сомнения пригодятся любому начинающему критику. Семинар плавно перетек в увлекательную беседу: его ведущая рассказала о любимых авторах, почему она иногда отказывается брать на рецензию ту или иную книгу и о многом другом.

Теги: Наталья Мелёхина, Тендряковка
Ирина Сорокина

Новости по теме