12+

Людмила Шкиртиль и Юрий Серов: Валерий Гаврилин – имя, которому веришь, к которому хочется обращаться

Санкт-Петербургские музыканты Юрий Серов и Людмила Шкиртиль представили в Вологде вокальный цикл Валерия Гаврилина «Русская тетрадь». Эти удивительные, проникнутые народными мотивами произведения композитора вологжане услышали в областной филармонии в день его памяти, 28 января.

Валерий Александрович ушел из жизни в 1999 году, и Вологодская область взяла на себя миссию сохранения и пропаганды его творческого наследия. Ежегодно в январские дни многие учреждения культуры объединяют вокруг себя поклонников творчества композитора. Одним из центральных мест таких встреч стала Вологодская областная филармония, носящая имя Валерия Гаврилина. Именно здесь звучит его музыка в интерпретациях самых разных исполнителей не только из России, но и из-за рубежа. Прошлый юбилейный год был насыщен яркими событиями, и продолжением его стал концерт гостей из Санкт-Петербурга.

Людмила Шкиртиль – певица, дебютировавшая на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии в знаменитой Gloria Вивальди. Сегодня она гастролирует в России, Франции, Бельгии, Ирландии, Португалии, Норвегии, Бразилии. Записала несколько компакт-дисков русской камерной лирики.

Юрий Серов – дирижер, пианист, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, главный дирижер симфонического оркестра Великого Новгорода, приглашенный дирижер филармонических оркестров Петрозаводска и Волгограда, артистический директор Международного фестиваля камерной музыки «Северные цветы» в Санкт-Петербурге, основатель и редактор серии компакт-дисков «Петербургский музыкальный архив».

В Вологду гости привезли романсы на стихи поэтов-классиков Александра Пушкина, Афанасия Фета, Алексея Кольцова. Музыка Александра Алябьева, Михаила Глинки, Алексея Вертовского, Александра Варламова и Александра Гурилева украсила первое отделение концерта. Второе было полностью посвящено циклу «Русская тетрадь», написанному Гаврилиным в 1964 году по материалам этнографических экспедиций по Вологодской и Ленинградской области. В основе восьми песен цикла народные тексты – «Над рекой стоит калина», страдальные «Что, девчоночки, стоите» и «Ах, милый мой, пусти домой!», «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Сею-вею молоденькая цветов маленько», «Дело было на гулянке», страдания «Ой, не знаю, да ой, не знаю, милые, отчего за любовью гонятся», «В прекраснейшем месяце мае». Зал встретил выступление музыкантов овациями, и на бис они исполнили одну из самых трогательных песен о Ленинграде на стихи Альбины Шульгиной «Город спит».

Восемь лет назад музыканты уже приезжали в Вологду с концертом, и для них большая радость и честь вновь выступить на родине одного из их любимых композиторов. О своем восприятии музыки Валерия Гаврилина и цикле «Русская тетрадь» рассказал Юрий Серов:

«Для меня Валерий Гаврилин – колоссальная фигура, это очень необычный, бескомпромиссный композитор, который так трудно жил и трудно сочинял. Не случайно, имея такой талант, он написал не так много больших сочинений: его позиция в музыке – дойти до конца, до самой сути. И мне она очень близка».

В 2000-е годы Юрий Титов познакомился с вдовой композитора Натальей Гаврилиной. «Она дала мне ноты цикла «Русская тетрадь» с авторскими пометками, и это во многом изменило восприятие цикла да и в целом творчества Гаврилина, – рассказывает Ю. Серов. – Его труд заслуживает глубокого уважения, Валерий Гаврилин – это имя, к которому хочется обращаться, которому веришь. 8 лет назад, когда мы первый раз выступали в Вологде, мы не рискнули, как говориться, ехать в Тулу со своим самоваром, и подготовили программу по произведениям Георгия Свиридова, близкого по духу Гаврилину. А оказалось, что в Вологде «Русскую тетрадь» не поют – слишком сложное произведение. Тогда мы решили этот пробел восполнить. С этим циклом мы довольно часто выступали за границей – в Ирландии, Франции, Бельгии, Норвегии – и везде эта музыка производила на слушателей невероятное впечатление. «Русская тетрадь» – уникальное сочинение, не перестаю удивляться, как молодой 24-летний композитор смог постичь драму русской женщины и так талантливо передать это в музыке».

Ирина Сорокина