История Тиля Уленшпигеля в постановке народного артиста России Бориса Гранатова сочетает в себе условность и гротеск, ощутимо передает атмосферу Фландрии XVI века и вместе с тем говорит о сегодняшнем дне. В центре спектакля – образ шута Тиля, который в чем-то подобен знаменитым шекспировским шутам, по масштабу личности сравнимым с трагическими героями: его шутки и песенки вызывают смех, но они полны тонкого знания человеческой натуры и заставляют задуматься о серьезных вещах. Прозвище «Уленшпигель» означает «Я ваше зеркало», что подчеркивает предназначение героя: это человек, наделенный даром видеть истинную суть вещей, выводить на свет людские пороки – и безобидные, и страшные – и умеющий посмеяться над ними – и по-доброму, и с едкой издёвкой.

В народных фламандских легендах Тиль Уленшпигель предстает воплощением народной смеховой культуры, в романе Шарля де Костера это романтический герой – сильная личность, противостоящая враждебному миру, в пьесе Григория Горина – ироничный интеллектуал. В новом спектакле ТЮЗа, поставленном по горинскому тексту, все эти ипостаси слились в единое целое. Суть конфликта, который служит «пружиной» для развития действия, – выбор. Даже в «темные времена», когда действительность загоняет человека или даже целый народ в жесткие рамки, возможность выбора остается. Выбор делает каждый из героев спектакля: и угольщик Клаас, не пожелавший отречься от своих взглядов даже под угрозой страшной смерти, и его жена Сооткин, не просившая мужа о раскаянии, и рыбник Иост, предатель «по убеждению». Выбор Тиля – бросить вызов «системе», вдохновив весь народ на борьбу против гнета испанцев и инквизиции. Хотя этот выбор дается ему нелегко – через преодоление глубокого личного горя.

Но этот герой не романтический одиночка, а воплощение извечного стремления личности к свободе, порождение воли всего народа, «дух Фландрии». В спектакле это подчеркивается множеством массовых сцен. Эта «многолюдность» передает дух народной культуры, когда жизнь горожан проходит на улице и у каждого события есть множество зрителей. Впечатляет стиль, в котором выполнено оформление сцены и костюмы артистов: на задник проецируются репродукции картин художников Северного Возрождения и мастеров ХХ века, а сами герои спектакля порой ассоциативно напоминают полотна голландских живописцев. Лейтмотивом нового бунтарского спектакля Вологодского театра для детей и молодежи становится ожидание рождения героя – в начале и конце действия рефреном звучит яростно выкрикиваемая персонажами музыкальная фраза-заклинание: «Время такое временно – героем страна беременна!» Рок-музыка и стихи современных авторов в устах персонажей подчеркивает экспрессию переживаний и словно перекидывают мост в наше время.

Теги: ТЮЗ
Светлана Гришина

Новости по теме