12+

«Актер действует – переживает тот, кто смотрит»: в Камерном драматическом театре состоялся специальный показ для студентов и обсуждение спектакля

Поговорить с режиссером и артистом сразу после спектакля, выразить эмоции и задать вопросы – такой шанс выпадает театральному зрителю не часто. Но тем ценнее полученный опыт и тем глубже впечатления от только что увиденного сценического действа. Студенты Вологодского государственного университета, вместе со своими преподавателями побывавшие в Камерном драматическом театре, посмотрели одну из премьер этого года – моноспектакль Александра Сергеенко «Школа для дураков» по одноименному роману Саши Соколова. Совместно со студенческим профкомом театр организовал специальный показ для будущих филологов и культурологов.

После спектакля режиссер и актер предстали перед публикой, готовые к участию в диалоге. Рассказывая о постановке моноспектаклей, Яков Рубин отметил, что этот жанр требует от актера не только профессионального мастерства, но и человеческого бесстрашия. Выбор материала в этом случае всегда за актером, а режиссер присоединяется к этому выбору, даже если поначалу он его пугает: «Мы часто используем этот жанр, но никогда еще не брались за такую сложную вещь, как постмодернистский роман. Это очень литературная история, сложная для восприятия, и нужно было найти способ рассказать ее языком театра». Но, несмотря на сложность материала, которую отметили и зрители, «Школа для дураков» идет в прокате дважды в месяц, и зал собирается. Спектакль этот, по мнению участвовавших в обсуждении, органичен для Камерного драматического театра – для камерной сцены, для студийной атмосферы поиска, в том числе литературного: филологам особенно интересно, чтó труппа выберет для сценического освоения в следующий раз, интересно сравнивать собственные ощущения от художественного текста с трактовкой театра.

Извечный вопрос о том, что же хотел сказать режиссер, Яков Рубин предложил переформулировать так: что же режиссер хотел скрыть – и не смог? Любой спектакль режиссер ставит, а актеры играют «о себе и ещё о ком-то», проживая на сцене историю своего героя как свою собственную. По словам режиссера, актер действует – переживает тот, кто смотрит.

Практика общения театра со студентами одинаково полезна для обеих сторон. Для студентов-гуманитариев это опыт понимания театрального эксперимента, расширение литературного кругозора. У театра благодаря таким встречам появляется новый постоянный зритель – зритель воспитанный, читающий, эрудированный, вовлеченный в театральный процесс. Особенно важна для труппы обратная связь, которую режиссер и актеры получают в ходе таких встреч и в группе театра в соцсетях, где зрители оставляют отзывы об увиденных спектаклях. Поэтому специальные показы для студентов будут продолжены, и у всех желающих погрузиться в стихию театра чуть глубже, чем обычный зритель, будет такая возможность.

Светлана Гришина