Московских художников послевоенного поколения, не разделявших принципов социалистического реализма в советском искусстве и увлеченных экспериментами с формой и содержанием своих произведений, называли и продолжают называть по-разному: неофициальные, независимые, нонконформисты; а их искусство – альтернативным, андеграундом, вторым русским авангардом. До конца года в вологодской галерее «Красный мост» будет открыт большой выставочный проект «Московский нонконформизм и его наследники», где представлены произведения живописи и графики из частной коллекции Михаила Алшибаи (Москва). Произведения охватывают период начиная с 1950-х годов. Каждый автор представлен одной работой, всего в экспозиции 70 картин. Большинство показанных художников получили широкое международное признание, их полотна экспонировались за рубежом.

«Нонконформизм – это социальное явление. Это способность человека сопротивляться давлению группы и обстоятельств, навязыванию стереотипов и догм, его возможность в сложных условиях проявить внутреннюю свободу. В искусстве, о котором идет речь на выставке, нонконформисты – это послевоенное поколение художников, чья деятельность вышла за рамки характерного для того времени соцреализма, – рассказывает Мария Грибанова, координатор выставочных проектов галереи «Красный мост». – Событийно это течение «спровоцировал» Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который в 1957 году прошел в Москве. Художникам представилась возможность взглянуть на зарубежное искусство, так как на протяжении двух лет, пока фестиваль готовился, в СССР были организованы несколько выставок западноевропейского модернизма. И хотя таким течениям, как кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, было уже около 50 лет, для СССР подобные направления стали глотком свежего воздуха. И наши художники решили освоить и использовать новые техники. В конце концов, их целью стало обретение собственной творческой индивидуальности, уход от господствующего тогда соцреализма».

Однако уже в 1960-е нонконформистов перестают приглашать на выставки, не дают возможности вступать в творческие союзы, в том числе и в Союз художников. Начинается их травля: многие авторы помещались в психиатрические клиники и были лишены в дальнейшем возможности вести нормальную жизнь. Новая волна отечественного искусства уходит в андеграунд – к выставкам на квартирах, в различных НИИ, закрытым показам среди своих. На такие мероприятия часто приглашались зарубежные дипломаты, предприниматели, коллекционеры, и нонконформистское искусство СССР проникает за рубеж. Лишь в 1990-е художникам удалось отстоять свое право на свободное творчество, и «наследники нонконформизма», показанные в «Красном мосту», творили уже в совершенно иных, более мягких цензурных условиях.

«На выставке в Вологде собраны истории жизни, истории любви, человеческих расчетов и намерений, реальные человеческие судьбы. Все работы – разные, и все же видны общие черты. А главная черта – непреклонность в отстаивании собственной творческой концепции, отстаивании индивидуальности в море обобществленности и банальности. Личность против трюизма. Художник – всегда личность. Это мое глубокое убеждение», – отмечает коллекционер Михаил Ашибая, который более 30 лет занимается изучением и коллекционированием нонконформистов.

Фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм – направления, которые представлены в экспозиции. Весь третий этаж галереи занят работами вологодских авангардистов Наталии и Сергея Лаврентьевых.

Теги: Красный мост
Юлия Шутова

Новости по теме