Роман в письмах – вот что собой представляет новый спектакль Камерного драматического театра, причем многозначность слова «роман» здесь только на руку. За частной историей двух людей – целая эпоха, уходящая безвозвратно эпистолярная культура, в которой письма – не просто способ общения, но способ проживания собственной жизни. Герои – он и она, Энди Ледд и Мелисса Гарднер (актеры Александр Сергеенко и Елизавета Федоренко) – пишут друг другу письма на протяжении всей жизни. Спектакль начинается неуклюжими детскими посланиями, в которых обсуждаются пустяковые с взрослой точки зрения, но показательные для характеристики героев вопросы и проблемы – школьные вечеринки, любимые книги, привычки и особенности родителей… Забавные детские поздравления с праздниками сменяют послания, полные подростковой обиды и ревности, откровенных намеков и язвительных фраз: «Я тебе нравлюсь, потому что богаче тебя? Бассейн и лифт в доме моей бабушки нравятся тебе больше, чем я сама?». По мере взросления героев тематика их писем становится глубже и драматичнее. Все то, о чем они шутили в детстве, по горькой иронии воплощается в жизнь. Она писала, что он зануда и папенькин сынок – и он выбирает «правильную» профессию, связанную с законотворчеством; он упрекает ее в неверности и излишней доступности – и она становится эмансипированной художницей не самых строгих правил. Возрастные, психологические и социальные изменения в жизни героев фиксируются и изменением самого стиля писем, их тональности, модальности, лексики: письма изменяются вместе с героями, становясь полноценным отражением их внутреннего мира.

Герои все время «не совпадают», начиная с условий жизни и заканчивая самим отношением к этой жизни. У него – уют, любовь родителей, песни под рояль, подарки на Рождество; у нее – достаток, но семейная ущербность, воспитание у бабушки, скоропалительные замужества матери… Он выбирает профессию юриста, она становится непонятым критиками художником. Он воплощает американскую мечту: женится, воспитывает троих детей и избирается в Сенат, она заканчивает дни в психбольнице. Он, в конце концов, любит писать письма, утверждая, что «письмо – это способ показать себя другому человеку в самом благоприятном свете», она с трудом заставляет себя взяться за ручку, привыкнув к предложенному им виду общения и чувствуя своеобразную зависимость от этих писем. Эта тема жизненного несовпадения усиливается «разноплоскостным» существованием актеров, как бы разделенных незримой границей: если он слева – она справа, если он в глубине сцены, она – на авансцене (хотя в камерном театре это понятие условное). Редкие моменты встреч, происходящие как бы «за кадром», приносят им только разочарование. Они не отдают себе отчет, что любят тот образ, который создался в этой годами ведущейся переписке: они во многом придуманы друг другом и самими собой.

Краткость земного бытия – одна из главных тем пьесы, и если в начале сценическое время слегка замедленно (как в детстве – прожитый год кажется чем-то нескончаемо длинным), то потом начинает стремительно нестись, и каждое новое письмо отмеряет целую веху жизни героев: вот она вышла замуж, родились дети, открылась ее выставка, она попала в клинику для лечения алкоголезависимых; вот он отслужил на флоте, пожил в Японии, обзавелся семьей, стал практикующим юристом, а затем сенатором. Актеры за полтора часа «проживают» жизнь своих героев, отмеряя годы и десятилетия поздравительными открытками: «Счастливого Рождества и Нового года!»

Зрителю предложена целая россыпь коротких – длиной в одно письмо – психологических сюжетов, каждый из которых – повод задуматься, что-то вспомнить, понять, осознать, пользуясь наглядным примером чужой жизни. Подростковые комплексы, толкающие на необдуманные поступки, ущемленное самолюбие, побуждающее человека доказывать свою состоятельность, взлетая на вершины карьерной лестницы, несчастливая любовь, одновременно коверкающая жизнь и вдыхающая в нее смысл…

«Спектакль «Любовные письма» создан нами в довольно короткие сроки и явился во многом «вынужденной» мерой, – прокомментировал режиссер спектакля Яков Рубин. – Пока у нас нет возможности играть половину нашего репертуара: одна наша актриса уходит в декрет, и мы ее ждем, никого не вводя на ее роли – у нас в театре так не принято. Поэтому мы срочно сочинили две работы, в которых актеры смогли бы раскрыться в новых для себя ипостасях. Пьесы сами по себе хорошие, мы придирчиво относимся к материалу, который собираемся ставить. «Любовные письма» – серьезный драматический материал, требующий от актера большой отдачи. Спектакль сочинен для тех, кто сидит в зале (американские реалии не отвлекают от сути) – она про каждого из нас и для каждого из нас».

Теги: Камерный драматический театр
Елена Легчанова

Новости по теме