Знатоком России и Москвы, «человеком большого сердца, чистейшим образцом талантливого нашего народа» назвал Владимира Гиляровского Константин Паустовский, а Александр Куприн писал, что скорее вообразит себе Москву без Царя-колокола и Царь-пушки, чем без дорогого дяди Гиляя. Несмотря на то, что большую часть жизни Гиляровский жил в Москве, с гордостью называл себя москвичом и досконально изучил московский быт и нравы, не забывал он и своих вологодских корней, малую родину, где прошли годы его детства и отрочества.

Символично, что 160-й день рождения «короля репортеров» одновременно отметили в Москве и Вологде. Вологодская литературная писательская резиденция, названная именем дяди Гиляя, совместно с Государственным архивом Вологодской области и Центральным государственным архивом города Москвы подготовили к юбилейной дате интереснейшую совместную выставку, в документах которой соединяются вологодская и московская линии биографии Владимира Гиляровского. По замечанию заместителя директора ГАВО Ильи Кузнецова, который провел для собравшихся первую экскурсию по выставке, это первый прецедент объединения документальных собраний Вологды и Москвы для полного и подробного освещения отдельных моментов биографии Гиляровского. Материалы, показанные на выставке, публикуются редко и представляют высокий интерес для исследователей и любителей творчества писателя.

В «вологодской» части экспозиции рассказывается о родословной Гиляровского, чьи предки испокон веков проживали на территории Вологодчины, Белозерья, Кирилловского уезда. Илья Николаевич отметил, что 10 лет назад, на праздновании 150-летнего юбилея Гиляровского, москвичи с удивлением узнали, что Гиляй - вологжанин по происхождению: все были уверены, что он потомственный казак. На выставке вологодское происхождение писателя подтверждено документально: о нем свидетельствуют церковные документы, клировая ведомость, выписки из метрических книг, в которых упоминаются дед и прадед писателя. Илья Кузнецов заметил, что архивисту сама фамилия «Гиляровский» сразу говорит о священническом происхождении ее носителя. Так оно и есть: все предки Гиляровского по отцу были священнослужителями и только отец писателя «выбился» из духовного сословия и стал канцелярским чиновником. Важным документом выставки и своеобразной гордостью вологодских архивистов стал фрагмент метрической записи о рождении Владимира Алексеевича, благодаря которому в 2005 году удалось установить точную дату этого события – 1855 год (до этого в энциклопедиях ошибочно указывался 1853-й).

На выставке можно увидеть редкую фотографию дома Гиляровских в Вологде – на сегодняшний день утраченный, он находился на нынешней улице Чернышевского (примерный адрес: ул. Чернышевского, 26) наискосок от нынешней литературной резиденции, названной именем писателя. Представлены фото Антипиевской церкви, прихожанами которой являлись родители Гиляровского; послужной список отца писателя после переезда в Вологду, выписка о составе семьи, где видно, что Владимир – единственный ребенок у родителей.

О гимназическом прошлом писателя можно узнать, изучив ведомость об успеваемости Владимира Гиляровского. По нынешним меркам учился будущий «король репортеров» неважно: в табеле много троек и двоек, есть даже единицы. Зато по закону божьему (происхождение!) и большинству гуманитарных предметов (русский язык и словесность, латынь, французский язык) красуются четверки – в гимназии это была высокая отметка, ведь Гиляровский учился среди дворянских детей с сильным уровнем домашней подготовки. Представлен на выставке и назидательный для нынешних учащихся журнал о наказаниях, применяющихся к ученикам гимназии в случае их недостойного поведения, – начиная с известного гороха, на который провинившегося ставили на колени, и заканчивая своеобразным гимназическим карцером. Спустя много лет в книге «Мои скитания» Гиляровский колоритно опишет атмосферу и нравы, царившие в вологодской гимназии во 2-й половине XIX века.

Ввиду многих причин Гиляровский не окончил гимназию – отец перевел его вольноопределяющимся в военное учебное заведение Ярославля. С этого периода начинаются скитания Владимира Алексеевича по России. Документально этот период почти не подтвержден, потому что писатель и репортер начинал профессиональную жизнь с таких общественных низов, где никто не заботился наличием документов. Поэтому следующий раздел выставки уже относится к московскому периоду: представлен автограф стихотворения Гиляровского, экземпляр «Московского листка» – издания, ставшего популярным во многом благодаря Гиляю, собиравшему материалы для репортажей по всей Москве. Есть и фото обитателей Хитровского рынка, который досконально был изучен и описан Гиляровским, единственным профессиональным репортером Москвы того времени.

Заключительный стенд выставки посвящен увековечению памяти писателя и журналиста: появлению улицы Гиляровского в Вологде в 1972 году и установке памятной доски в Столешниковом переулке Москвы на доме, где жил писатель.

«Оживить» слово Гиляровского было предложено гостям выставки: все желающие могли прочитать любой отрывок из книги «Мои скитания». «В завершение Года литературы по всей России читают Толстого, а мы в «Доме дяди Гиляя» должны читать Гиляровского, – прокомментировала литературный марафон председатель Вологодского отделения Союза российских писателей Елена Волкова. – Это наше своеобразное поздравление Владимиру Алексеевичу».

Теги: Владимир Гиляровский, архив, ГАВО, Дом дяди Гиляя
Елена Легчанова

Новости по теме