12+

Межмузейная выставка «Василий Верещагин и батальный жанр в русском искусстве XVIII – начала XX века» открылась в Шаламовском доме

Выставка проходит в рамках долгосрочного межмузейного проекта «Дружеское послание. Ваши любимые художники», в котором принимают участие музеи из Вологды, Череповца, Рыбинска, Костромы, Иванова, Переславля-Залесского, Ярославля. В последние годы музейщики открывали ряд совместных экспозиций, посвященных известным отечественным живописцам: Константину Коровину, Ивану Шишкину, династии Маковских, Ивану Айвазовскому. Работы, представленные на выставке «В.В. Верещагин и батальный жанр в русском искусстве XVIII – начала XX века», уже экспонировались во всех городах-участниках проекта – в Вологде выставка завершает свой маршрут. Директор картинной галереи Владимир Воропанов отметил, что предыдущая крупная экспозиция, связанная с творчеством Василия Верещагина, прошла в областном центре более 30 лет назад, в 1984 году, – тогда в ней участвовали федеральные музеи. Нынешняя же выставка создана силами провинциальных музеев и показывает, наряду с известными работами, картины, которые ранее не видел зритель. Всего в экспозиции собрано около 150 произведений, из них более 30 – работы самого Верещагина.

Первая часть выставки занимает второй этаж Шаламовского дома ВОКГ и посвящена неординарной личности Василия Верещагина – художника, писателя, общественного деятеля, путешественника и офицера. С последней ипостасью связано основное направление творчества Верещагина-художника – батальный жанр. Справедливости ради надо отметить, что в выставку вошло не так много работ художника на военную тему, однако знаковые картины – «Письмо на родину», этюд центральной части известного триптиха «На Шипке все спокойно!» – зритель, конечно, увидит.

В межмузейной экспозиции Верещагин больше предстает как пытливый исследователь, путешественник, вдумчиво изучающий культуру, природу, обычаи, традиции народов разных стран. Русский Север, Крым, Кавказ, Туркестан, Индия, Балканы, Палестина, США, Япония – почти вся жизнь художника прошла в поездках. На небольших холстах и деревянных досках он фиксировал все увиденное и интересующее его. Эти многочисленные этюды носят вполне законченный характер, отличаются композиционной целостностью, содержательностью, завершенностью художественной формы. На выставке рядом со спокойным вологодским пейзажем соседствует дворец кокандского хана, а рядом с видом Северной Двины – гордый Эльбрус.

Верещагин – мастер колоритных жанровых сцен, психологического портрета, архитектурного пейзажа. Его современники отмечали, что художественная натура не позволила Верещагину перешагнуть границу реализма и впасть, с одной стороны, в грубый натурализм, с другой – в фотографический протоколизм: в его пейзажах нет бездушного копирования природы. На выставке показано несколько редких фототипий начала ХХ века известных его произведений, например, картины «Продажа ребенка-невольника», хранящейся в фондах Третьяковской галереи.

Большой интерес представляют собой впервые экспонирующиеся в Вологде ранние живописные работы художника и рисунки, выполненные им в 1850-60-е годы, до и в период учебы в Санкт-Петербурге. В них уже видны характерные черты его метода: точность рисунка и тщательная проработка деталей.

На вернисажах, связанных с балканской серией, по просьбе Верещагина всегда звучал цикл фортепианных произведений «Песни без слов» Мендельсона-Бартольди. В Шаламовском доме фрагмент этого произведения исполнила пианистка, лауреат международных конкурсов Вера Малышева.

Выставка подготовлена таким образом, что посетитель может составить о ней целостное впечатление, не обращаясь к экскурсоводу: работы сопровождаются объемными аннотациями, в которых раскрываются подробности создания той или иной картины, приводятся факты, цитаты, позволяющие глубже понять смысл произведения, почувствовать атмосферу эпохи.

Второй раздел выставки (первый этаж дома) посвящен батальному жанру в русском искусстве, начиная с Петровской эпохи и заканчивая годами Первой мировой войны. На стенах – работы Александра Орловского (1777 – 1832), Василия Тимма (1820 – 1895), Богдана Виллевальде (1818 – 1903), Льва Дмитриева-Кавказского (1849 – 1916), Евгения Лансере (1875 – 1946). Помимо ключевых моментов военной истории России, запечатленных баталистами, зритель увидит портреты Александра Суворова, Михаила Кутузова, Михаила Скобелева, Алексея Брусилова, Наполеона Бонапарта, Карла ХII.

Выставка будет работать до конца февраля 2016 года.

Елена Легчанова