12+

«Любимый танец короля» исполнили артисты Вологодского драматического театра

Предновогодняя пора в Вологодском драмтеатре – особое время: в эти дни перед юными зрителями каждый год предстает новая сказочная история. Не стал исключением и 2015-й – в последние дни уходящего года на главной драматической сцене Вологды увидел свет спектакль «Любимый танец короля», созданный по мотивам известной сказки «Золушка».

То, что сюжет этой сказки знаком нам с детства, понимаешь не сразу. Авторы спектакля – драматург Сергей Куваев, режиссер Александр Чупин, художник Юлия Моисеева, художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили – осовременили «дела давно минувших дней», вдохнув в них динамику и реалии дней сегодняшних. Надо отдать должное – сделано это легко, ненавязчиво, и воспринимается такая эклектика вполне органично. От классической «Золушки» осталась канва: существование семьи, в которой уживаются отец, мачеха, две ее дочери и нелюбимая падчерица, наличие королевского двора, принца, которого необходимо женить, и фрейлины-феи, способствующей попаданию падчерицы на бал. Наполнение этой канвы живым содержанием, психологическими нюансами, реальными характерами – заслуга создателей спектакля.

Король, выращивающий капусту, чтобы печатать потом «капустные деньги», дворецкие короля в образе секьюрити в темных очках и с рациями в руках, принц-спортсмен в рокерской жилетке – все эти намеки понятны взрослому зрителю, смешны и поколению подрастающему. В новой постановке отец Золушки, которую на самом деле зовут Маргаритой, – бывший королевский министр, за сочувствие к заговорщикам разжалованный в садовники. Мачеха – заведующая дворцовой кухней, считающая, что лучше бы ее мужу отрубили голову, тогда она была бы вдовой министра, а не женой садовника.

В этом спектакле, в отличие от «исходника», нет явно плохих персонажей – отрицательные эмоции здесь заменяются доброй иронией или веселой шуткой. Даже явный антагонист Золушки – мачеха, неутомимо пристраивающая своих бесперспективных дочерей, выглядит обаятельно и залихватски (отличная работа заслуженной артистки России Марианны Витавской). Чего стоит только эпизод, где они с дочерьми втроем «коллективно» мечтают, уверяя, что если мечтать с правильным настроем и в специально созданной обстановке, то все обязательно сбудется.

Наверное, не открою страшной тайны, что все закончится хорошо. Главная фрейлина, по счастливой случайности оказавшаяся феей Гортензией, вспомнит, как колдовала в былые времена, и, превратив собаку Золушки в главного распорядителя бала, поможет и героине сказки превратиться в принцессу. Принц, являющий собой аллюзию на нынешнюю «золотую молодежь», гоняющий в футбол и не чувствующий тяги к государственным заботам, для которых есть папа-король, естественно, полюбит красавицу, чудом попавшую на бал. Король, увидев «Танец роз» в исполнении Золушки и принца, вдруг вспомнит что-то важное, поймет, что жил неправильно, вернет бывшему министру титул и благословит сына на свадьбу с Маргаритой. А новое поколение зрителей драмтеатра обязательно выйдет из зала с хорошим настроением.

«Ценно то, что спектакль вышел лирическим и веселым одновременно, – считает художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили. – Он интересен не только детям, но и взрослым: это спектакль для семейного просмотра, как сегодня модно говорить. Связь поколений поддерживается и тем, что на сцене играют артисты всех возрастов – их тоже объединила эта история, возможность простым языком поговорить о таких важных вещах, как отношения отцов и детей, стремление к счастью, способность самопожертвования… Этому разговору способствует и, на мой взгляд, очень удачный визуальный ряд спектакля, образные декорации, передающие настроение. Под Новый год дети и их родители получат достойный и красивый подарок от нашего театра».

Для режиссера Александра Чупина это не первый опыт постановки сказок. Почти весь нынешний детский репертуар драмтеатра – его режиссерские работы: «Бременские музыканты», «Аленький цветочек», «Волшебная лампа Аладдина». «Дети – такие зрители, которые тонко чувствуют фальшь, – считает Александр. – Поэтому я уверен, что для них нужно играть лучше, чем для взрослых, и ставить лучше, чем для взрослых. По крайней мере стараться».

Елена Легчанова