12+

XI кинофорум «Фрески Севера» открылся вечером памяти режиссера Михаила Резцова

Фестиваль документальных фильмов на Вологодчине своим появлением обязан режиссеру-документалисту Юрию Половникову, снявшему около 80 картин социальной и духовно-нравственной тематики. В 2003 году он провел первый такой фестиваль под названием «Вологодское кино». В 2004 году эстафету рано ушедшего из жизни Митрича подхватили его друзья и коллеги, а фестиваль получил новое название, созвучное его творчеству – «Фрески Севера». Один из них – режиссер Михаил Резцов (1947 – 2012).

Михаил Резцов, с отличием закончивший режиссерский факультет (класс Георгия Товстоногова) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, стал режиссером Вологодского областного драматического театра в 1975 году. В это время театр переживал творческий подъем: главным режиссером был Леонид Топчиев, на сцене играли народные артисты России Марина Щуко, Василий Сафонов и Алексей Семёнов, декорации к спектаклям оформляли известные художники Александр Пантелеев и Олег Пахомов. Построено новое здание театра. Уже первая постановка Михаила Резцова – спектакль «Дачный роман» по пьесе Бориса Рацера и Владимира Константинова – принесла режиссеру зрительский успех и признание коллег.

По словам народного артиста России Леонида Рудого, друга и коллеги Резцова, главными отличительными чертами режиссера были ненасытное любопытство к человеку – к движениям его души, мотивам его поступков – и дар видеть смешное. Человек в его постановках всегда находился в центре внимания – всё действие было построено так, чтобы максимально раскрыть характеры героев и психологическую подоплеку их поведения. А смех, который вызывали его комедии, был не злорадным глумлением над людскими пороками и комичными ситуациями – это был смех глубокий и умный. И зрители спектакля «Безобразная Эльза» по пьесе Энсио Рислакки, хохотавшие на протяжении трех с половиной часов, понимали, что смеются во многом над самими собой.

С 1975 по 1994 годы Михаил Резцов поставил более 60 спектаклей в драматических театрах Вологды, Смоленска, Гродно, Петрозаводска и Курска. В середине 90-х – времени запредельного авантюризма, как назвал этот период Борис Чирьев, возглавлявший тогда культурный центр «Русский Дом», – Резцов работает режиссером антрепризных спектаклей, которые имели большой успех у вологодской публики.

Богатый опыт театральной режиссуры пригодился Михаилу Резцову в кинематографической деятельности. Он снял более 30 документальных фильмов, главной темой которых стала культура Вологодчины во всех ее проявлениях. Известным мастерам изобразительного искусства посвящен цикл «Художники земли Вологодской», героями которого являются Владимир Корбаков, Джанна Тутунджан, Анатолий Наговицын, Олег Бороздин и многие другие. Другой цикл документальных картин – «Великие музеи провинциальной России» – рассказывает о крупнейших музеях Вологды, Великого Устюга и Кисловодска. За фильм «Дионисий», посвященный фрескам Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Михаил Резцов в 2003 году был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Как рассказал председатель Вологодского отделения Союза кинематографистов России режиссер Дмитрий Чернецов, на XI кинофоруме «Фрески Севера» будет представлена аудиокнига – авторская версия закадрового текста «Дионисия», который, как и в фильме, читает сам Резцов.

Неудержимая творческая энергия этого талантливого человека проявлялась во всем – в том числе в высокой требовательности к себе, сочетавшейся с неподражаемым чувством юмора. Леонид Рудой вспоминает один из эпизодов общения с Резцовым. Однажды Михаил Ильич с серьезным видом признался ему, что хотел бы завести в кабинете живую… змею, а на недоуменный вопрос «зачем?» ответил так: «Вот подхожу я к кабинету, открываю дверь – а где она там ползает, не знаю!.. Я же всё время в форме буду, понимаешь?!». Это стремление «быть в форме», не останавливаться на том, что уже сделано, наверное, и было главным мотором его многогранной деятельности: Михаил Резцов рано ушел из жизни, но масштаб и объем сделанного им в театре и в кино по-настоящему значительны.

Светлана Гришина