Среди возвращенных предметов – митры Иосифа Золотого, Серапиона Лятушевича, Пимена Савелова, иконы «Богоматерь Фёдоровская» и «Обретение главы Иоанна Предтечи».

Головные уборы вологодских священников были найдены во время археологических раскопок на территории Софийского собора. Также известно, что икона «Богоматерь Фёдоровская» поступила в фонды музея из Христовоздвиженского собора Грязовецкого района.

Хранитель коллекции древнерусской живописи, старший научный сотрудник музея Елена Виноградова рассказала об истории отреставрированных икон: «Каждый возврат в музей отреставрированной вещи – это почти праздник. Реставрация требует усердия, кропотливости, определенной квалификации. На днях в музей-заповедник вернулись две иконы. Они отреставрированы в Москве в Православном Свято-Тихоновском университете. Это дипломные работы выпускников вуза. Возвращены в фонды музея «Богоматерь Фёдоровская» и «Обретение главы Иоанна Предтечи». Образ Богоматери поступил из грязовецкого собора. Согласно надписи на иконе она предназначалась для другого храма. Это икона датированная – она написана в 1714 году. Известны и мастера – костромские иконописцы, работавшие в Вологде: Карп Григорьев, Никита и Михаил Артемьевы. Это не единственная икона костромичей в нашем собрании. Вторая икона – «Обретение главы Иоанна Предтечи». Здесь авторы неизвестны, икона датируется серединой XVIII века. Есть предположения, что это иконы, написанные братьями Золотаревыми, которые трудились над многими вологодскими образами святых».

Об отреставрированных головных уборах вологодских архиепископов рассказали вологодский археолог Игорь Кукушкин, хранитель коллекции культовых тканей, старший научный сотрудник отдела фондов Надежда Кутекина, ведущий научный сотрудник отдела хранения фондов, хранитель коллекции археологии Надежда Недомолкина.

Игорь Кукушкин: «В Софийском соборе раскопки нельзя назвать всеобъемлющими. Но археологические исследования территории собора осуществлялись. Говоря о ранних и специализированных раскопках, стоит упомянуть, что в 1979 году раскопки проводились археологом Николаем Гуслистовым. Из самых поздних – в 2001 году осуществлялись раскопки у южной стены Софийского собора. В 1998 году проводились работы по поиску останков святителя Антония по заказу вологодского епархиального управления. Была вскрыта часть собора, где был погребен Антоний, найдены останки, вещи покойного. В начале 2000-х работы велись к северу от собора. Было найдено погребение настоятеля Софийского собора. В 2001 году у южной стены собора были найдены массовые перезахоронения, совершенные, скорее всего, во время строительства Софии. То есть это останки середины XVI века. Перезахоронения были сделаны в XVII веке, возможно, тогда, когда нужно было построить стены самого архиерейского подворья. Археологи не исключают, что на месте архиерейского подворья был приход и кладбище. В связи с началом каменного строительства останки с погоста аккуратно перенесли. С южной стороны собора были вырыты ямы под братскую могилу, сделаны деревянные короба. Перенос осуществлялся даже с соблюдением расположения костных останков согласно христианской традиции. Митры святителей были найдены в 1979 году в работах под управлением Николая Гуслистова. Головные уборы вологодских служителей являются дважды памятником культуры: во-первых, это культурная ценность, сделанная руками наших предков; во-вторых, это шедевры работы реставраторов современности».

Надежда Недомолкина: «В ходе археологических работ в 1979 году было обнаружено восемь погребений архиереев. В основном они располагались от южного входа по восточной стене».

Надежда Кутекина: «Перед началом работы состояние митр было далеко от того, что мы видим сейчас. Это были блинообразные бесформенные части ткани, присыпанные землёй. Нашлись высококвалифицированные реставраторы, которые взялись за восстановление головных уборов – это Н. П. Синицына (ВХРНЦ им. И. Э. Грабаря, Москва) и С. Г. Буршнева (вологодский филиал ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На ликах святых на одной из митр практически полностью сохранилась тонкая личная вышивка. Одежда святых на изображениях расшита серебряной нитью вприкреп. Утраты на митрах существуют, но у реставраторов есть правило – не творить новодела».

Теги: вологодский музей-заповедник, Игорь Кукушкин, реставрация
Вологодский музей-заповедник

Новости по теме