12+

Московский реставратор Наталья Синицына рассказала вологжанам о том, как реставрируется археологический текстиль

Лекция реставратора высшей категории из ВХРНЦ им. И. Э. Грабаря (Москва) Натальи Синицыной была посвящена опыту изъятия, изучения и реставрации археологического текстиля. Наталья Павловна отдала делу реставрации больше половины жизни и сейчас осуществляет реставрацию археологических и этнографических предметов.

Перед лекцией в Иосифовском зале Вологодского кремля специалист продемонстрировала результаты работы с вологодскими экспонатами.

Коллекция археологии Вологодского музея-заповедника включает более 80 тысяч единиц хранения Музейного фонда РФ. Её формирование начато в 70-е годы ХIХ века. Одним из интереснейших комплексов является подъемный материал из захоронений XVII-XVIII веков в Софийском соборе Вологды. Сейчас в Москве реставрируется одежда и головные уборы вологодских епископов из этих захоронений.

Наталья Синицына восстанавливала митру епископа Павла 1753 года и ещё несколько головных уборов священнослужителей из Вологды. Отреставрированный головной убор середины XVIII века находится в музее-заповеднике. Митра интересна тем, что на ней сохранились эмали, изображения святых, украшения.

Реставратор отмечает: «Если вещь сразу из раскопа попадает в руки реставратору – это благо, но обычно это происходит редко. Митра епископа Павла была сильно смята, деформирована, местами разрушена. Но здесь очень хорошо сохранились эмали и касты (гнёзда для драгоценных камней на головном уборе). Касты оказались золотыми. Сначала эксперты думали, что и камни, которые украшают митру, драгоценные или полудрагоценные. Потом выяснилось, что это стекло. Но стекло в те времена, а это восемнадцатый век, было дороже всяких алмазов. Стекло на этой митре обладает очень хорошим преломлением, оно очень качественное. Ткань, которой обтянута митра, не имеет современных вставок, где не доставало ткани – стянуто. А вообще при реставрации митры главное – терпение. Вычистить трунцалы, касты, отмыть эмали – это кропотливая работа».

По словам реставратора, все вологодские митры разные, и в этом их прелесть: как правило, головной убор украшало золотое шитьё или эмали. Среди уборов, находящихся на восстановлении в Москве, – митра епископа Иосифа Золотого, чьё имя носят палаты главного корпуса музея. От головного убора в самом начале работы, по словам Натальи Синицыной, оставались лишь рассыпавшиеся золотые нити, и реставратору предстояло по заломам нитей собрать его форму. Специалист признаётся, что у некоторых вещей есть своя аура: «Бывает, что когда с ними работаешь, они притягивают. Даже иногда забываешь, что устал, посещает какой-то душевный подъем».

Помимо головных уборов на реставрации в московском центре находится кафтан, в котором был похоронен епископ Гавриил в 1707 году. При архиепископе Гаврииле в 1686-1688 гг. ярославскими мастерами был расписан фресками Софийский собор, построен один из корпусов Вологодского кремля.

По легенде кафтан подарен епископу Петром Первым. В этом есть доля объективности – кафтан сшит на очень высокого человека. В собрании Вологодского музея-заповедника это единственный предмет одежды конца XVII века светского покроя из шелковой репсовой ткани с застежкой на круглые металлические пуговицы и воротником-стойкой. Это редчайший случай захоронения духовного лица такого ранга в светском платье, что может быть объяснимо особой значимостью данного одеяния для умершего архипастыря.

Цельный и исторически значимый комплекс археологических предметов из бывшего кафедрального собора Вологды является важным звеном будущей экспозиции, отмечают сотрудники музея и специалисты реставрационного центра.

Вологодский музей-заповедник, фото Михаила Ноева