12+

Специалисты центра имени академика И.Э. Грабаря раскрыли некоторые секреты реставрации на Дне открытых дверей

В Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря прошел День открытых дверей. Так мастера-реставраторы подвели итоги 30-летней деятельности.

Любой желающий смог увидеть произведения древнерусской живописи, предметы из коллекций музеев Вологодской области, воссозданные благодаря кропотливой работе специалистов. Мастера не только продемонстрировали экспонаты (некоторые из них датируются XVI веком), но и провели экскурсию по реставрационным мастерским, показали процесс того, как уникальные предметы, претерпевшие разрушения, обретают вторую жизнь.

Екатерина Колесникова, художник-реставратор ткани, в течение года трудилась над восстановлением наряда невесты (нач. XIX века), поступившего из Вологодского музея-заповедника.

Костюм подарила вологжанка, прабабушка которой надевала его на собственную свадьбу. Екатерина не только приостановила процесс разрушения ткани, но и, убрав пятна, желтизну и затяжки, укрепив подол, воссоздала былую праздничность ансамбля. По словам Екатерины, самым древним предметом, который когда-либо поступал к ней на реставрацию, был кошелек начала XVIII века из Великого Устюга. Сложность работы заключалась в том, что изделие содержало в себе несколько видов материалов с большим процентом разрушения: металл и ткань (бархат). Ей понадобилась помощь других специалистов - реставраторов металла, чтобы внешний вид экспоната максимально соответствовал первоначальному. За годы своей деятельности Екатерина отреставрировала не один десяток полотенец, платков, шалей, разных видов головных уборов.

К работе с каждым экспонатом мастера-реставраторы приступают только после одобрения реставрационного совета. «Любая заявка детально обсуждается на заседании. Каждый этап работы заносится в протокол с полной фотофиксацией. Создается реставрационный паспорт с описанием того, как проходил процесс реставрации, какие материалы использовали. Только после этого экспонат отправляется заказчику обратно», – рассказала Татьяна Котова, реставратор темперной живописи.

На реставрацию некоторых икон уходит два-три месяца. Но есть экземпляры древнерусской живописи, работа с которыми растягивается на годы. Например, клеймо XVIII века, поступившее из Великоустюгского музейного объединения. «Клеймо с изображением креста изготовлено из цельного массивного куска дерева, лишь несколько элементов приклеены к основной части. Мастера проводили очистку деревянного полотна от загрязнений, которые проникли даже во внутренние слои древесины. Снимали потемневшую олифу, убирали трещины и вздутия на поверхности экспоната. Особой деликатности потребовали изображения с позолотой, т.к. именно позолота быстрее других материалов устаревает и теряет свои свойства. Изделие еще не завершено», – рассказала посетителям Татьяна.

Она же продемонстрировала результаты реставрации старинных икон, показала, с помощью чего ей и другим мастерам удается воссоздавать музейные и церковные экспонаты. Среди «орудий» реставратора – утюжки, кисти, шпатели, хирургические скальпели, иглы, вата. Кроме того, Татьяна поделилась секретом изготовления специального клея из осетровых рыб, который является основным материалом в реставрационной работе.

Познакомились посетители и с секретами реставрации картин. Так, этюды из фондов областной картинной галереи «Голова Мальчика» и «Девочка», написанные художником Александром Шубиным в 1920-1930-е годы, обновлены благодаря реставраторам масляной живописи: специалисты полностью восстановили структуру живописи и холста.

Реставратор Полина Рыбакова рассказала, что при работе с картиной «Красавинская фабрика» (Великоустюгский район, 1920 г., автор неизвестен) выяснилось, что оборотная сторона когда-то была закреплена при помощи другого холста – этюда со щеткой. По решению реставрационного совета этюд также имеет художественную ценность и может быть отдельным музейным экспонатом.

Наталья Юдина