12+

Завершился первый Вологодский театральный фестиваль «Итоги»

В нем участвовали премьеры 2014 года трех государственных театров Вологодской области. Имена победителей в девяти номинациях уже определены, но официально будут объявлены 27 марта на мероприятии, посвященном Всемирному Дню театра.

В последний день работы фестиваля, 16 февраля, в Доме актера прошла конференция «Вологодские театры в контексте современного российского театрального процесса». В ней приняли участие приглашенные на форум критики и театроведы, а также творческие коллективы вологодских театров.

Члены жюри фестиваля избрали в качестве предмета для выступления тот или иной аспект завершившегося форума. Председатель жюри фестиваля, театральный критик, ответственный секретарь комиссии СТД РФ по театрам для детей Ольга Глазунова задала общий тон конференции, отметив, что, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, театр по-прежнему востребован и нужен, может быть, даже больше, чем в спокойные периоды жизни страны. Относительно прошедшего театрального фестиваля Ольга Леонидовна заметила, что ее порадовало молодое лицо нынешнего вологодского зрителя, то, как он слушает, как откликается на каждое произнесенное со сцены слово.

Об этой воспитанной поколениями театральной культуре вологодского зрителя говорила и Римма Кречетова, театральный критик, член комиссии по драматургии СТД РФ. «Если бы я была вашим городским начальством, я безумно гордилась бы тем, что не в столице, не в миллионном городе вам удалось создать театральную ситуацию, свободную для зрителя и для театра. Зритель свободно выбирает, что из театрального предложения ему ближе, а театры имеют право на «собственное лицо». У художественных руководителей разные понимания о том, каким оно должно быть, но оно есть у каждого театра, а в современной театральной ситуации это почти что роскошь. Сейчас очень многие талантливые режиссеры ставят спектакли из боязни показаться критикам несовременными, несегодняшними, немодными. А так ли надо гнаться за модой?.. Вы вне моды, и это счастье. Вы сохраняете индивидуальность, и потому у вас есть реальные завоевания – ваш зритель».

О репертуаре вологодских театров, о связях с драматургией говорила театровед, доцент ВоГУ Светлана Патапенко: «В программу фестиваля вошли все спектакли 2014 года, такое решение свидетельствует о профессиональной честности театров, об их желании получить оценку со стороны, никак ее заранее не прогнозируя». Светлана Николаевна подчеркнула, что театральное предложение для взрослого зрителя в этом сезоне у вологодских театров составило достаточно продуктивную модель. В репертуар вошли спектакли зарубежной высокой классики (например, «Ричард II» Вологодского драматического театра) и современные, дискуссионные пьесы (например, «Марьино поле» в ТЮЗе). «Театральная афиша, в которой есть и Шекспир, и Дюрренматт, и Грибоедов, и Богаев, и Куни, вызывает безусловное уважение. Авторы были выбраны интересные, умные, беспокойные, и такими же получились театральные спектакли. Еще одна черта репертуарной политики, важная для внутренней жизни театра – то, что пьесы, выбранные для постановки, позволяют реализовать творческий потенциал труппы: по-новому открываются артисты, появляются лидеры творческого процесса, – сделала вывод Светлана Патапенко. – Вырисовывается общий вологодский театральный контекст, когда один спектакль подхватывает проблематику другого. Например, в Театре для детей и молодежи все три пьесы для взрослых выстраиваются в своеобразную трилогию, в центре которой размышления о месте человека в истории. Эта же тема отражается в спектакле Вологодского драмтеатра «Ричард II». Свое горе от ума переживает и Чацкий в русской пьесе (Вологодский драматический театр), и Ромул Великий в пьесе швейцарского драматурга (ТЮЗ)».

Ирина Азеева, театральный критик, профессор Ярославского театрального института, затронула тему театральной педагогики: «Ваши художественные лидеры занимаются театральной педагогикой, они набирают студии при театрах и «выращивают» собственных артистов. Преподают и сами художественные руководители, и актеры театров». Труппы в вологодских театрах сбалансированы, отметила Ирина Викторовна: «Сегодня колоссальная проблема сформировать труппу: это и бытовые проблемы, и то, что выпускников часто интересуют только театры Москвы-Петербурга. Ваши актеры, приехавшие из других городов, задерживаются, создают семьи. В Вологде есть диалог разных театральных школ».

Своим взглядом на ситуацию в сфере театров для детей поделился театральный критик Алексей Гончаренко: «Все критики говорят о вологодском зрителе – тонком, понимающем, чутком – а нужно видеть корни этого явления. И искать их следует в детском репертуаре театров, ведь зрителя надо вырастить. Есть вещи, которые можно затронуть только в театре, родители после просмотра спектакля могут поговорить с ребенком о взрослении, о том, что такое большинство, хорошо или плохо быть большинством. В постановках для детей сейчас есть определенные тенденции, к примеру, мультижанровость. Создаются спектакли, которые используют цирковые приемы (Театр «Теремок»), появляется «Датская история» в ТЮЗе, где персонаж раскрывается через пластику.

«Мы были в Вологде шесть дней и видели спектакли одного года – очень разные, вызвавшие много размышлений, эмоций, – резюмировала Ольга Глазунова. - У каждого из трех государственных вологодских театров свое лицо. Они дополняют друг друга в городском театральном контексте. И хорошо, что между руководителями театров тоже есть контакт, они поддерживают друг друга. И общими усилиями вы создали замечательный проект – фестиваль, резюмирующий все, что было сделано за год. Желаем вам сил продолжить эту историю и в дальнейшем».

Елена Легчанова