Свой новый сборник Лета представила не в классическом жанре презентации поэтической книги – она превратила ее в многоликий, полифоничный спектакль. В окружении картин авангардиста Александра Пестерева, переосмыслившего народные образы-символы в своих работах, сменяли друг друга стихи Леты и вдохновившие поэта на их создание фольклорные тексты в исполнении коллектива Вологодского детско-юношеского центра традиционной народной культуры.

«У этих стихов есть неозвученные эпиграфы…. женские голоса, устные рассказы деревенских женщин, записанные мной в фольклорных экспедициях вместе с песнями, причитаниями, заговорами», – рассказывает автор. Стихи Леты Югай так же неповторимы, как росписи на прялках, навеявшие их. Когда слышишь их впервые, они кажутся непонятными, но после появляется ощущение, что ты прочувствовал всё интуитивно – где-то на задворках подсознания просыпается генетическая память.

В этих плавных, почти текучих текстах (водная стихия занимает в творчестве Леты особое место) очень точно воссоздается народное сознание, а особенно тонко Лета передает глубинную суть женских, материнских чувств: «Серенький, – мама напевает, – придёт волчок»,/И «за бочок ухватит», – мама поёт про страшные про дела./«Будешь здоровым и сильным, – думает, – но о том – молчок./Чтоб не спугнуть твоё счастье, и так двоих не уберегла»./«Будешь жить не так, как мы, хорошо будешь жить», а поёт о том,/Что уж скорей бы он умер – да, умер уж, взял его бес,/Что её дитятко «под ракитовым под кустом» «лежит под крестом»./Смерть думает: «Нечем здесь поживиться», – и улетает за тёмный лес».

Сохранение особенностей вологодского говора, описание народного быта и обычаев, знакомые названия делают её стихи очень родными, а образы узнаваемыми и запоминающимися.

Теги: Лета Югай
Влада Кустова

Новости по теме