12+

Специально для вологжан виртуозный ансамбль трех басов-профундо исполнил произведения Валерия Гаврилина

Заслуженный артист России Владимир Миллер, заслуженный артист Республики Карелия Михаил Круглов и солист Харьковского национального академического театра оперы и балета Сергей Крыженко в таком творческом тандеме выступали в Вологде впервые. Хотя вологжане уже знакомы с Владимиром Миллером, который в 2011 году стал участником фестиваля «Покровские встречи», а Михаил Круглов приезжал в наш город в прошлом году как солист Праздничного мужского хора Валаамского монастыря.

Все три исполнителя обладают уникальными певческими голосами, которые встречаются крайне редко. Иногда их приглашают в постановку всего лишь из-за звучания нескольких нот. Голоса басов-профундо подобны контрабасам или большим колоколам, им доступны предельно низкие ноты, которые оказывают на публику поистине магическое воздействие. Принято считать, что настоящие профундо, или октависты, как их еще называют, – явление сугубо славянское. Именно такими глубокими голосами дьяконы читали церковные проповеди. Профундо – самое русское вокальное явление на мировой сцене. В России только Владимир Миллер и Михаил Круглов обладают таким голосом, Сергея Крыжненко в ансамбль пригласили из Украины, партию фортепиано исполняет доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории Михаил Бузин.

Как рассказали исполнители, такой голос дается от природы, но, как и у всех музыкантов, немалую роль играет последующая работа с голосовыми связками. «Свой голос я открыл еще в молодости, – рассказал Владимир Миллер. – Тогда я учился в музыкальном училище по классу баяна, а девчонки привели меня в студенческий хор. Меня прослушали и сказали, что мой голос на вес золота, а дальше уже с помощью различных упражнений я стал его развивать». В основном у таких исполнителей в детстве высокий голос, но с годами он меняется, позволяя взять самые низкие ноты.

Музыкальный проект трех басов-профундо появился пять лет назад. Владимир Миллер и Михаил Круглов были знакомы давно, до этого проекта они вместе пели в Валаамском хоре, хоре Оптиной пустыни, в Государственной академической капелле. «Потом появилась мысль соединить голоса и сделать специальную программу. Оказалось, это очень понравилось и публике, и нам самим. Чуть позднее к нам присоединился Сергей, благодаря чему проект стал международным», – отмечают артисты.

Сегодня ансамбль популярен не только в России, но и за рубежом. Вокалистов с успехом принимали во Франции, Эстонии, Сербии, Польше, Исландии, Австрии. На престижном международном фестивале «Carinthischer Sommer» в Оссиахе (Австрия) коллектив пел специально подготовленную программу в сопровождении органа, а на международном фестивале в Нише (Сербия) басы выступали с сербским смешанным хором «Бранко».

В репертуаре коллектива самые разные композиции от русских и украинских народных песен до произведений мировой классики. Наряду с ансамблевыми вещами, каждый певец по традиции представляет в концерте сольные номера. В Вологду трио басов-профундо привезли программу «Любви все возрасты покорны». В первом отделении прозвучали песни о любви на музыку композиторов XIX – начала XX века – М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Ипполитова-Иванова, А. Дюбука, А. Варламова и других, а также народные песни «Ах ты, степь, широкая» и «Ой, пiд вишнею, пiд черешнею». Второе отделение было подготовлено специально для вологжан, в него вошел блок произведений Валерия Гаврилина из вокальных циклов «Первая немецкая тетрадь» и «Вторая немецкая тетрадь». До концерта Владимир Миллер рассказал, что ансамбль впервые будет исполнять Гаврилина. «Нам показалось, что получилось маленькое театральное действо на основе «Немецких тетрадей» Гейне не в классическом, а более современном переводе. И это очень интересный для нас опыт».

Завершился концерт «Libertango» А. Пьяццоллы и трогательной песней А. Бабаджаняна «Ноктюрн», ставшей замечательным подарком всем присутствующим дамам к предстоящему празднику. Сильные, мужественные голоса гостей, их яркая артистичность, вокальная виртуозность очаровали вологодскую публику, которая приветствовала каждую новую композицию бурными аплодисментами.

Ирина Сорокина