«Сорок лет работаю и всё жду, когда мне покажут эту самую границу, это местечко, где разум расходится с чувством. Есть ли такой пункт, линия, точка?.. Ведь человеческий мозг не может начать работать без чувственного импульса, так же как сердце не может без разума…». Этими словами художника Александра Пантелеева, прозвучавших в записи, открылась новая выставка его работ в его персональном музее – «Образы литературы в творчестве Александра Пантелеева». Мемориальная мастерская художника открылась в Вологде в 1993 году, три года спустя после его смерти, за годы ее существования выставки Пантелеева проходили здесь более 20 раз, и его наследие настолько богато, что темы этих выставок ни разу не повторились.

Литература занимает в художественном мире Пантелеева особое место. Это, прежде всего, Пушкин, репродукция портрета которого кисти Кипренского всегда висела в его мастерской. Как рассказала искусствовед Ирина Балашова, художник отмечал день рождения поэта как свой личный праздник, и томик стихов Пушкина неизменно стоял у него на его книжной полке. Пушкинской теме были посвящены литературно-художественный вечер в мастерской в 1991 году, а в 1994-м здесь, уже в музейном зале, прошла выставка «Пушкинский цикл», ядром которой стали картины «К поэту» и «Муза», составляющие центр и нынешней экспозиции.

Помимо Пушкина, тема мировой литературы представлена в творчестве Пантелеева образами Франческо Петрарки и Гарсиа Лорки. К сожалению, полотна, посвященного Лорке, на выставке нет: несколько лет назад на него и целый ряд других работ предъявили свои права наследники художника, и теперь эти картины находятся в частных коллекциях. Но ассоциативно близки к испанской теме включенные в экспозицию полотна Кубинской серии Пантелеева. Всего на выставке представлено 18 работ, а атмосферу напряженного интеллектуально и творческого поиска создают мемориальные фрагменты: полки с книгами, картины друзей художника, стол с красками, и мольберт с картиной «К поэту», стоящий именно на том месте, где работал художник.

Живопись Александра Пантлеева отличает сложная драматургия, многогранность и особая условность образов. Художник Николай Мишуста сравнил его полотна со звучанием органа в музыке Баха. Будучи человеком высокого интеллекта и широкого кругозора, Пантелеев обращался к самым разным видам искусства в поисках импульса для собственного творчества, прекрасно разбирался в литературе, музыке, театре. Кстати, на выставке представлены эскизы костюмов к театральным постановкам. Реставратор Сергей Белов, близкий друг художника, отметил, что он был прекрасным читателем, и не случайно одна из первых его выставок в Вологде прошла в областной библиотеке. Круг его чтения был широк, и в его картинах проявлялось необычное видение прочитанного.

Своими размышлениями о взаимосвязи разных видов искусств в творчестве Пантелеева поделился профессор Вологодского университета литературовед Сергей Баранов: расцвет таланта художника во многом обусловлен влиянием шестидесятничества, которое стало особым феноменом русской культуры ХХ века. Тогда, несмотря на цензурные запреты, процветали самые разные искусства: это время дало прекрасную кинематографию, активно развивалась живопись и архитектура, а поэты выступали на стадионах перед десятками тысяч слушателей. А по наблюдениям искусствоведа Любови Сосниной, поколение Пантелеева не знало художников, которые не читают. И именно поэтому его творчество обладает глубиной, которая позволяет всякий раз находить новое в известных полотнах.

Выставка «Образы литературы в творчестве Александра Пантелеева» будет работать в Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева (Вологда, ул. Козленская, 4, тел. (8172) 21-16-39) до 6 июня 2015 года.

Теги: Александр Пантелеев, мастерская Пантелеева
Светлана Гришина

Новости по теме