12+

Выдающийся пианист Филипп Копачевский дал концерт в Вологде

Филипп Копачевский, по единогласному мнению музыкальных критиков, – один из лучших отечественных пианистов на сегодняшний день. За плечами молодого музыканта внушительный послужной список – лауреатство престижнейших международных конкурсов, непрерывная череда концертов в России и за рубежом, выступления с лучшими оркестрами, сотрудничество с выдающимися дирижерами – Мстиславом Ростроповичем, Евгением Колобовым, Владимиром Спиваковым, Михаилом Плетневым, Евгением Бушковым, Эндрю Гурлеем, Уильямом Ноллом, Бьярте Энгесетом, Чарльзом Оливьери-Мунро, Полом Уоткинсом и другими. «Поющий рояль», «мощная лирическая индивидуальность», «органичный сплав мастерства и духовной зрелости вкупе с непосредственной эмоциональностью», «удивительное чувство стиля, аристократизм и чувство меры», «романтическая искренность и благородство», – вот только малая часть эпитетов, которыми награждают исполнительское мастерство Копачевского профессиональные ценители музыкального искусства. Пианист является постоянным участником масштабного совместного проекта Министерства культуры России и Московской филармонии «Звезды XXI века».

В Вологде концерт пианиста прошел в рамках фестиваля «Покровские встречи». Перед концертом журналистам cultinfo.ru удалось пообщаться с Филиппом Копачевским и он согласился ответить на несколько наших вопросов.

 Филипп, чем обусловлен выбор произведений, которые вы исполните на концерте в Вологде?

Это романтический репертуар, а на данный момент именно романтика мне ближе всего по внутреннему состоянию. Я постарался объединить вместе разные жанры – сначала будет звучать Брамс, его позднее произведение – 116 опус, очень порывистый и при этом очень глубокий. После — «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля, уже другая, балетная музыка. Во втором отделении прозвучит, «краеугольное» сочинение фортепианного репертуара – соната си минор Листа – вершина творчества композитора, вдохновленная трагедией Гете «Фауст». О ней можно долго говорить, потому что сочинение это невероятно глубокое. Я исполняю его достаточно давно и каждый раз открываю что-то новое.

Участвуя в проекте «Звезды XXI века», вы побывали с концертами во многих городах России. Что вы можете сказать о современной российской филармонической публике?

Я очень рад, что участвую в этом проекте, так как он дает молодым музыкантам возможность выступать в самых разных уголках страны и набираться бесценного концертного опыта. Мы знакомимся с публикой и публика знакомится с нами. Вообще, в России зритель замечательный – тонкий, чувствующий; и по моим наблюдениям, интерес к классической музыке у нас не то что не угасает – возрастает: почти везде (а выступаю я немало) я вижу полные залы, и это очень приятно.

Как принимают вас за рубежом – я читала, вас очень любят в Японии?

Чтобы завоевать зрителя, нужно выкладываться на концерте на 100 процентов. Тогда, независимо от страны, в которую ты приехал, прием будет соответствующим. Хотя публика – да, разная, и это больше зависит от менталитета. Например, в Японии (я вновь поеду туда на гастроли в июле 2015) люди более сдержанные, чем, например, в Америке, где реакция зала, как правило, очень эмоциональная и бурная.

Ваш концерт в Вологде проходит в рамках фестиваля «Покровские встречи», на котором традиционно звучит духовная музыка. Какое место она занимает в вашем репертуаре?

На мой взгляд, любая классическая музыка является духовной, потому что она очищает нас, помогает забыть о каких-то мирских проблемах. И в этом моя задача как музыканта – помочь человеку настроиться на мою волну и на время концерта забыть обо всем.

Вы много играете с известными коллективами и дирижерами. Что в этом случае важно для солиста – умение уловить стиль коллектива и быть ему созвучным или лидерские качества, способность быть услышанным на любом фоне?

Бывают разные коллективы, разные дирижеры, разные оркестры. Если выходишь на сцену с таким фантастическим дирижером, как, например, Владимир Спиваков, не нужно много репетиций, потому что мы одинаково чувствуем, как это должно в итоге звучать. Работать с ним — одно удовольствие. Но бывают и другие ситуации, когда во время репетиций с оркестром возникают какие-то споры, нестыковки – тогда пытаемся найти консенсус с дирижерами, концертмейстерами – мы же все заинтересованы в конечном хорошем результате. Поэтому здесь должна быть совокупность и лидерских качеств, когда это нужно, и умения «влиться» в музыкальный коллектив.

Участие в престижных музыкальных конкурсах – что это для вас: способ стать известным или совершенствовать свое мастерство?

В свое время я много выступал на конкурсах, становился лауреатом, а сейчас я сконцентрирован на концертной деятельности. Мне кажется, конкурсы – это этап становления музыканта; победы в конкурсе в какой-то мере «делают имя» и тогда уже на смену конкурсам приходят концерты. На данном этапе я никогда не пожертвую концертом в пользу конкурса, потому что в конкурсе ты играешь для себя, а на концерте – для публики.

Ваш концерт в Вологде планировался в марте, но по причине полученной травмы (перелом пальца) был перенесен. Насколько это болезненно для пианиста, ведь руки – ваш «рабочий инструмент»? Удалось ли вам полностью восстановиться?

Да, очень неприятно и болезненно, когда ты, человек, привыкший не сидеть на месте, ездить, играть – вдруг выходишь из строя на достаточно долгий срок (я не играл полтора месяца). Но я попытался и в этой ситуации найти позитивные стороны – какое-то время у меня была возможность отдохнуть, переосмыслить свое творчество и вернуться в режим уже несколько иным человеком, чем я был до этого. Сейчас я полностью восстановился.

Елена Легчанова