12+

Теме Великой Отечественной войны в произведениях вологодских писателей посвятил очередную лекцию из цикла «Популярно о литературе» филолог Сергей Баранов

В год 70-летия Победы обращение к художественным текстам о войне, составившим чуть ли не главный пласт русской литературы XX века, вызывает особый интерес, и возможность вписать в этот контекст творчество наших земляков естественным образом определила ход беседы.

Заведующий кафедрой литературы педагогического института ВоГУ акцентировал внимание собравшихся на периодизации военной художественной литературы, ее основных тематических линиях, после чего более подробно остановился на произведениях Сергея Орлова, Виктора Астафьева и Василия Белова.

Литература о войне прошла несколько этапов в своем развитии. Первый – это непосредственно годы Великой Отечественной, когда создавались произведения особого характера – публицистические, тенденциозные, более упрощенные для широкой публики, представлявшие собой мгновенный отклик на события. «Разумеется, во время войны появлялись значительные в художественном отношении тексты. Примеров довольно много: поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского, повесть «Дни и ночи» Константина Симонова… Но основная задача, конечно, была в том, чтобы убедить в победе, агитировать, призывать к борьбе, укрепить боевой дух», – рассказывает Сергей Баранов.

В первое десятилетие после войны выходят роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», повесть Веры Пановой «Спутники», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

1950-1960-е годы, связанные с событиями XX и XXII съездов КПСС, сместили угол зрения на военную литературу. Писатели, работавшие в этот период, прошли Великую Отечественную в молодом возрасте (17-20 лет), и их взгляд на события был иным: «Они показывали войну на узком участке, но пытались на этом узком участке увидеть какую-то большую человеческую правду». Это Григорий Бакланов с повестью «Пядь земли», Юрий Бондарев с повестью «Батальоны просят огня», Василь Быков с повестью «Третья ракета».

В 1960-70-е цензурные претензии к произведениям военной тематики усилились, «требовалось приглушение каких-то темных красок», но при этом создавались весьма заметные произведения: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка», повесть Валентина Распутина «Живи и помни», роман Владимира Богомолова «В августе 44-го». В перестроечный период продолжится поиск сюжетов, ранее не разработанных, начнется описание тех явлений, которых раньше военная литература практически не касалась. Появятся роман Георгия Владимова «Генерал и его армия», роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Завершая рассказ о периодизации военной литературы, Сергей Баранов отметил, что теперь она будет создаваться людьми, которые этой войны не видели. Среди произведений последних лет филолог отметил роман Даниила Гранина «Мой лейтенант», сборник «Четыре шага от войны», повесть Эдуарда Веркина «Облачный полк».

Представляя основные линии военной литературы: ненависть к врагу, батальные зарисовки, лирические «человеческие» мотивы – Сергей Баранов иллюстрировал их известными художественными текстами. Так, например, опубликованное 18 июля 1942 года в газете «Красная звезда» стихотворение К. Симонова «Убей его» в годы войны стало своеобразным манифестом, отразив эмоции и чувства, владевшие тогда солдатами. Одним из лучших поэтов, писавшим о войне, по мнению Сергея Баранова, является Сергей Орлов. Речь идет об изображении военных действий, которые в текстах чаще всего немного преувеличены, перенасыщены деталями и эмоциями. Сергей Баранов процитировал лаконичное стихотворение Орлова «Поутру, по огненному знаку…» , передающее атмосферу рядового сражения.

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» , написанное в январе 1942, стало образцом лирической, личной темы в литературе. «Жди меня, и я вернусь!…» писали на почтовых карточках с фронта, цитировали в госпиталях, когда было особенно больно, исполняли в минуты крайней обреченности. «Стихотворение «Жди меня» – очень хорошее, человеческое, многие рады будут ему», – написал Александр Яшин, когда впервые прочитал симоновские строки. Продолжая ту же линию, он создал в 1943 свое «Назови меня именем светлым…» .

Касаясь творчества Сергея Орлова, Сергей Баранов подробно рассказал о фильме «Жаворонок» (1964), сценарий к которому написал наш земляк в соавторстве со своим другом Михаилом Дудиным. Сюжет повествует о бегстве из немецкого плена одного из экипажей танка Т-34. На подобных «смертных экипажах» тестировали новое оружие. Идея создать что-то вроде воинской легенды и определила жанр ленты – кинобаллада.

В конце 1960-70 гг. проявилась тяга к символике, обобщениям, к дополнительным общекультурным нагрузкам в художественной литературе о войне. И здесь показательным Сергею Баранову видится творчество Виктора Астафьева. Интересен в этом смысле рассказ «Звезды и елочки» о знаках на избах тех, кто не вернулся с войны. До сих пор они есть в Никольском районе.

Сергей Баранов рассказал о повести «Пастух и пастушка» , в свое время вызвавшей полемику среди критиков. Она дописывалась в Вологде и была опубликована в 1971 году в журнале «Наш современник». Необычна история ее создания: в середине 50-х годов, когда Астафьев работал на пермском радио, его отправили в командировку, и он проспал свою станцию. Он вышел на каком-то незнакомом разъезде, держа в руках только пачку папирос и тоненькую книжку «Манон Леско». Книга и атмосфера, в которой она была прочитана, произвели большое впечатление на писателя. «Неужели в XX веке нет места такой любви?» – задавшись этим вопросом, он решил создать свою историю. «Современная пастораль» Астафьева из частного эпизода переходит в трагедию тысяч людей, оставшихся посреди России в безмолвной земле.

Произведения Василия Белова о войне неразрывно связаны с основной для него темой деревни. Родившись в 1932 году, он не попал на фронт, но видел войну с тыла, и его рассказы запечатлели другую сторону Великой Отечественной. Он знал те деревни, куда не вернулся ни один ушедший солдат, и эта горечь сопровождает большинство его текстов. Рассказы «Весна» , «Скакал казак» , «Такая война» и многие другие иллюстрируют страшную обыденность войны, при этом сосредотачиваясь вокруг одной единственной мысли: «Надо было жить, сеять хлеб, дышать и ходить по этой трудной земле, потому что другому некому было делать все это...».

Юлия Шутова