12+

«Это Куба, мой мальчик!» На сцене Камерного драматического театра – «Старик и море»

Как сказал Дмитрий Макляков, автор идеи и единственный актер спектакля, «кто понимает в театре, тот не торопится на премьеры». Но вологжане, которые все-таки поторопились, не прогадали. Возможно, спектакль, который останется в афише театра, как-то изменится со временем, но хочется, чтобы он сохранил то, чем покорил на премьере, – удивительно точно найденным созвучием классического текста и авторской музыки.

Спектакль «Старик и море» – не первый опыт выступления актера из Харькова в Камерном драматическом театре. Три года назад на этой сцене были показаны его моноспектакли «Высоцкий. Жизнь без сна» и «Куда сбываются мечты». Нынешняя премьера – плод совместной работы Дмитрия Маклякова и режиссера Якова Рубина. Авторские песни, вплетенные в ткань постановки, с одной стороны, рисуют образ экзотической для нас Гаваны, с другой – гасят на время драматическое напряжение сюжета, позволяя герою «остановиться» и поделиться своими мыслями.

Идею этого моноспектакля актер вынашивал давно, и она много для него значит: «Есть такие книги, фильмы, музыка – если они попадают в тебя в том непонятном возрасте, когда ты уже не мальчик, но еще не мужчина, они формируют исподволь твое сознание, мировоззрение, убеждения. В моем случае «Старик и море» Хемингуэя – как раз одна из тех книг, которые живут со мной все эти годы. Постепенно мысли, связанные с повестью, стали воплощаться в песни. Причем я ни в коей мере не старался сделать из этого мюзикл – это музыкальные “размышления по поводу”. Есть и еще один важный момент: с моей точки зрения, это очень мужская по духу история. У мальчика, у юноши всегда есть мужчина-учитель – человек, к которому ты тянешься, который может не просто научить какому-то ремеслу, но и стать твоим проводником по жизни. В спектакле тоже есть старик и мальчик, от лица которого и начинается рассказ этой истории. Старика давно нет, а мальчик, повзрослев, жалеет, что чему-то важному так и не успел у него научиться. Но теперь это «недо-» он может восполнить только своим опытом».

А чему он мог научиться у неудачника? Ведь с обыденной, практической точки зрения старик – самый настоящий неудачник, человек, которому не везет. Восемьдесят четыре дня он выходил в море – и не поймал ни одной рыбы, и родители велели мальчику пересесть на другую, «счастливую» лодку – выбрать другого наставника, от которого будет толк. Но мальчик чувствует, что ему нужно не это – не ловкость, не житейская смётка, а что-то более важное, что трудно выразить словами. Именно это «что-то» помогает старику бросить вызов и морю, и судьбе. Одержал ли он победу, поймав-таки свою большую рыбу, или потерпел поражение, не сумев защитить от акул свою добычу? Наверное, ради этого вопроса и придумана эта история, и артист в спектакле отвечает на него по-своему: отличить поражение от победы подчас очень нелегко. Но бывает, что стремление найти себя заглушает голос здравого смысла, и неизвестно, кто в итоге оказывается в выигрыше – тот, кто, не уходя далеко от берега, наловил рыбы и выручил за нее деньги, или тот, кто остался ни с чем, но совершил невозможное.

«Работая над спектаклем, мы поняли, что это история не «о рыбаке и рыбке», – продолжает Дмитрий Макляков. – Стремление достичь чего-то вопреки всему есть у каждого человека, но кто-то его быстро в себе гасит, а кто-то идет до конца. Это в том числе и «музыкантская» история». «Музыкальность» нашла отражение и в сценографии спектакля: изначально грандиозные планы в итоге воплотились в предельно лаконичную идею. Альтер-эго героя – музыкант, играющий на гитаре в ресторане, бечева, на которую поймана «большая рыба», – шнур от гитары, а «в роли» чешуи, наверное, несколько сотен изогнутых CD-дисков. История, будто бы рассказанная за барной стойкой, играет разными гранями смысла. Но это не банальная рыбацкая байка – вот же он, скелет огромной рыбы, качается на волнах у самого берега, – и в то же время не исповедь перед случайными слушателями, прихлебывающими из своих бокалов. Это больше похоже на разговор с самим собой в поисках ответа на вопрос, который задает себе старик, выйдя в море: «Зачем я родился?..»

Светлана Гришина