Живописные и графические работы из Галереи Нади Брыкиной (Швейцария, Цюрих) и областной картинной галереи посвящены принудительному пребыванию художника на Вологодской земле.

«Чистота и легкость линии, как стих, должна литься свободно, непринужденно. Холст должен быть чистым, звук – ясным. Картина должна рождаться не художником, а святым духом, тогда это будет чистота», – говорил Марлен Шпиндлер (1931 – 2003). Называя своим учителем Андрея Рублева, он путешествовал по России, чтобы увидеть шедевры древнерусского искусства: «Поглядывал на древнерусские иконы – очень люблю, много ездил, подлинники видел, владимирские фрески, новгородские, ферапонтовские, Дионисия, все это вошло уже в кровь как-то, порой думаешь, что „это“ я написал». С осторожностью он переносил элементы иконописной традиции в полотна XX века. Пытался соотнести в портрете две ипостаси человеческой личности: библейские покой и достоинство проступают сквозь привычную напряженность современной натуры. Долгое время Марлен Шпиндлер вместе с другими представителями творческой молодежи работал художником по созданию товарных знаков. Осваивая мощный пласт визуальной культуры, где превыше всего ценятся пластика формы и лаконизм линии, Марлен пришел к своим первым абстракциям. Пристально изучая первоэлементы графического языка, вглядываясь в линию, геометрическую фигуру или значимый символ, он обнаруживал новый смысл изображения, и оно начинало жить своей жизнью, со своей философией и метафизикой. Однако те, кто знаком с творчеством Шпиндлера лишь по его абстрактным работам, не может получить полного представления о личности художника: без просмотра пейзажных работ понимание эмоционального состояния и внутреннего мира Марлена невозможно. «Пейзаж как человек, с ним можно разговаривать, влюбляться в него… Поцеловать нельзя», – скажет он. Одним из любимых поэтов Шпиндлера был Николай Рубцов, его умение выразить тихую красоту природы подходило художнику.

Из-за своей бескомпромиссности и повышенной эмоциональности художник неоднократно арестовывался и сидел в тюрьме в 1967 – 1989 годах, освобожден был благодаря перестройке. Один из его арестов связан с нашим краем: в 1976 году он был уволен с работы и осужден на три года принудительных работ, а впоследствии и тюрьмы в Вологодской области. Марлен находил возможность работать везде и всегда, однако вывезти плоды его усилий за пределы тюрьмы было непросто. Передать картины на волю ему помогали шоферы грузовиков, хотя это не всегда им удавалось: холсты, обнаруженные при досмотрах машин, сжигали. Четыре тюремные работы есть на выставке в Шаламовском доме. Всего в ней представлено 30 произведений, и 13 из них о Вологде и вологодских местах. Большинство – пейзажи.

Вологодский период Марлен Шпиндлер считал одним из лучших в своей жизни. Уже сидя в третьей, угличской тюрьме, он писал своей жене Лидии: «В журнале «Огонек», посвященном К.Н.Батюшкову, есть фотография Прилук, очень хорошая. Я, вроде, как на родине побывал. Это одно из моих любимых мест на земле». Лидия Александровна, преданный друг художника, ушла из жизни в 2014-м году. Ее светлой памяти и посвящена выставка в Шаламовском доме, отметила на открытии Надя Брыкина, лично знавшая и художника, и его жену.

Николай Мишуста, председатель Вологодского отделения Союза художников России, назвал Марлена Шпиндлера символом бескомпромиссного служения и преданности искусству: «Мне, как художнику, близки и понятны сложные творческие перипетии Марлена. Он избрал трудный путь – путь художника, исповедующего принцип свободолюбия и следующего за своим даром в противовес навязанным кем-то свыше эталонам. Я преклоняюсь перед стойкостью Марлена Шпиндлера, который на всю жизнь сохранил чувство внутренней свободы, желание остаться самим собой. Он никогда не шел на компромиссы».

Выставка «Марлен Шпиндлер. Вологодский период» работает до 23 августа по адресу: ул. С. Орлова, 15.

Теги: Марлен Шпиндлер, Шаламовский дом
Юлия Шутова по материалам сайта www.brykina.ch/gallery

Новости по теме