12+

На кинофестивале VOICES представили единственный конкурсный российский фильм

Этим фильмом стала лента «14+» режиссера Андрея Зайцева. Фильм должен был представлять сам режиссер (он уже приезжал на VOICES в 2012 году с фильмом «Бездельники»), но накануне фестиваля он заболел и не смог представить свою картину. И очень жаль: было бы чрезвычайно интересно вживую пообщаться с человеком, который в зрелом возрасте сохранил и сумел донести до зрителей столь явственные воспоминания, ощущения первой любви. Сейчас очень мало детского, подросткового кино, которое было так популярно в советское время, – его явно не хватает в современной кинематографии, и фильм «14+» как раз пытается восполнить этот зияющий пробел.

Внешний сюжет картины незамысловат и даже довольно банален по меркам нынешнего кинематографа: старая как мир история двух юных влюбленных, которым обстоятельства сначала мешают, а потом помогают обрести друг друга – история первой любви нынешних подростков, подростков поколения Вконтакте. Но дело здесь вовсе не в сюжете. Бывают фильмы, смотря которые нужно постоянно думать, размышлять, стремиться что-то понять, а есть фильмы – и «14+» яркий их представитель – которые нужно стараться воспринимать не только, вернее, не столько головой, сколько всеми органами чувств, а больше всех – шестым чувством. Этот фильм нужно именно почувствовать – вспомнить, ощутить, погрузиться вновь в свои 14 лет – пережить свои комплексы, страхи, неуверенность – а вдруг не любят? а вдруг посмеются? – и восторг оттого, что – взаимно; и странности «выпадения» из этого сказочного мира в мир реальный, и чудо первых прикосновений любимых рук и губ…

Наверное, критики и жюри отметят различные профессиональные находки режиссера, «фишки» типа увеличивающейся в начале фильма перспективы типовой многоэтажки, на фоне которой висит человек в строительной люльке; музыкальное оформление фильма («матерое» ретро – «Зеленоглазое такси» – в сочетании с музыкой из плейлистов Вконтакте у современных подростков), наиболее удачные сцены и эпизоды. Хотелось отдельно сказать о самой большой находке режиссера – об актерах, сыгравших главную роль – Глебе Калюжном и Ульяне Васькович. У кого-то из режиссеров встречалась мысль, что труднее всего снимать животных и детей. Последних – потому что они непосредственны, и если то, что они изображают, будет неправдой, эту фальшь не скроешь никакими режиссерскими ухищрениями. Найденные на роль героев «14+» современные подростки – не ученики актерских школ-студий, а реальные жители спальных районов, найденные авторами фильма в тех же социальных сетях. История подростковой любви рассказана ими безупречно – безупречно правдоподобно.

В своих интервью режиссер Андрей Зайцев говорил, что для него важна утешительная функция кино – ему близко кино, от которого жизнь становится теплее. В своей картине он также старается, где возможно, нивелировать негативные и удручающие жизненные ситуации, с которыми сталкиваются подростки, не драматизирует, не смакует сцены, связанные с насилием, оставляя их за кадром. Он как будто вместе со своими героями смотрит на окружающий мир глазами влюбленного подростка – и оттого в этом мире всегда светит солнце, даже если идет проливной дождь.

Для справки:

Фильм «14+» режиссера Андрея Зайцева в феврале этого года участвовал в 65-м Берлинском кинофестивале; в июне – на 24-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр», где получил специальный диплом жюри «За талантливый и искренний взгляд на поколение «Вконтакте», познающее вечные ценности любви».

Программа VOICES

Елена Легчанова