Редактор единственного в России джазового издания «Джаз.ру» и одноименного портала, музыкальный критик Кирилл Мошков прочитал для вологжан лекцию «Импровизация и джаз: кто кого». Встреча прошла в центре культуры «Красный угол» в рамках фестиваля «Блюз на веранде».

«Почему так странно сформулирована эта тема? Разве импровизация и джаз – это не одно и то же? Но музыканты прекрасно знают, что импровизация – это только часть того, что происходит во время исполнения джазовой музыки», – объясняет Кирилл.

В ходе встречи лектор рассказал, что джаз был для своего времени межкультурной (вернакулярной) музыкой, в которой объединились влияния европейской классической и бытовой музыки (танцы, польки, вальсы, марши), афроамериканского фольклора, для которого характерна лабильная (подвижная) тональность, сприричуэлса и народной музыки белого населения Соединённых Штатов Америки. Проследив его историю с 1910-х годов, лектор отметил, что к 1960-м годам в джазе существовал свой мейнстрим и при этом появились другие, более сложные направления для продвинутой публики и для самих музыкантов, ставивших перед собой новые экспериментальные цели. Именно в эти годы возникает фри-джаз, для которого характерен отход от принципов тональной организации музыкального материала и акцент на свободу импровизации. О современных музыкантах, играющих внутри джазовой идиомы, и о представителях полиидиоматической импровизации, когда в рамках одного музыкантского высказывания задействованы несколько разных идиом, Кирилл Мошков рассказал, демонстрируя тематический видеоряд. Гости услышали World Sax Quartet, трио Бориса Козлова, Джина Джексона и Якова Окуня, колумбийского арфиста Эдмара Кастанеды, молодого норвежца Мариуса Несета, который добавляет элементы рок-музыки в свои композиции, и его соотечественника Хокана Корнстада.

«Хотел бы предостеречь от понимания истории джаза как некоего последовательного процесса. Дело в том, что в истории джаза элементы развития других идиом не заменяют друг друга, они продолжают существовать одновременно. До сих пор в Сакраменто в Америке проходят трехдневные фестивали диксиленда, то есть самого раннего традиционного джазового стиля. Точно также играют до сих пор и свинг 30-х годов и бибоп 40-х. Современный джаз – это не музей. Это некое сообщество разных одновременно действующих стилистических элементов, которые развиваются параллельно», – отметил Кирилл.

Полный текст лекции «Импровизация и джаз: кто кого» доступен на личном сайте Кирилла Мошкова.
Теги: Блюз на веранде, Кирилл Мошков
Юлия Шутова

Новости по теме