Всеволод Коршунов, преподаватель Московской школы кино и ВГИКа, шеф-редактор телеканала «Культура», рассказал вологжанам о современном итальянском кино, а также объяснил, что такое методика покадрового анализа сцены на примере картины Паоло Соррентино «Великая красота».

Условно выделив четыре поколения режиссеров в Италии, он дал краткую характеристику каждому автору.

«Патриархи» (80-летние режиссеры):

Паоло Тавиани (род. 1931) и Витторио Тавиани (род.1929).

В. Коршунов: «Одна из последних их громких картин – «Цезарь должен умереть» (2012). Уникальный фильм, выполненный в сдержанной суровой, монохромной стилистике. «Цезарь должен умереть» – это история про то, как в итальянской тюрьме готовится постановка шекспировской хроники «Юлий Цезарь». Перед нами банальная, на первый взгляд, конструкция – текст в тексте, спектакль в фильме, мы видим, как рождается этот спектакль. Но на самом деле братья Тавиани выстраивают сложную систему времен, накладывая разные эпохи друг на друга. Эпоха Гая Юлия Цезаря, эпоха Уильяма Шекспира, эпоха итальянского «Спрута» 70-80-х гг. и индивидуальное время каждого из преступников…».

Эрманно Ольми (род. 1931)

В. Коршунов: «Невероятно важная в Италии фигура. Классик христианского кино, прославился картиной «Дерево для башмаков» (1978), которая получила Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Мне хочется сказать пару слов о последней на сегодняшний день его работе «И снова зацветут луга», которая не выходила в прокат в России. Этот фильм – антимилитаристский манифест. На войне не может быть героизма и романтизма, говорит Ольми. «Зеленеют луга» – это метафора некой лжи, сокрытия информации о войне».

Джулиано Монтальдо (род. 1930)

В. Коршунов: «Это очень интересный режиссер, который всегда снимал острое политическое кино. В 2008 году он создал довольно неожиданную картину «Демоны Санкт-Петербурга». Это биография Достоевского в контексте его романа «Бесы». Он заставляет Достоевского встретиться с персонажами собственного романа, задать им вопросы и ответить на их вопросы. Это попытка осмыслить феномен Достоевского. И последняя его картина «Промышленник» 2011 года – фильм про семейный бизнес в эпоху глобализма».

Тинто Брасс (род. 1933)

В. Коршунов: «Автор эротических картин, он, конечно же, продолжает работать. И снимает фильм «Кто убил Калигулу» в 3D, ему страшно интересен новый формат».

Старшее поколение (70-летние режиссеры):

Бернардо Бертолуччи (род. 1940)

В. Коршунов: «Его последняя на сегодня картина «Ты и я» – это такой, знаете, оммаж самому себе, возвращение к мечтателям, возвращение к собственной молодости, и это еще и оммаж Франсуа Трюффо и новой волне».

Марко Беллокьо (род. 1939)

В. Коршунов: «Его имя – это символ протестного бунтарского кино, самая знаменитая картина – «Кулаки в кармане» (1965). Последняя громкая работа «Спящая красавица» (2010) – это реальная история девушки, которая долгое время находилась в коме. И возникла шумная общественная дискуссия по поводу эвтаназии. Для итальянского общества это в прямом смысле был вопрос жизни и смерти».

Пупи Авати (род. 1938)

В. Коршунов: «Заметная фигура жанрового коммерческого кино. Можно вспомнить последние его работы: «Папа Джованны» – семейная драма на фоне набирающего обороты фашизма, «Самый маленький сын» и «Большое девичье сердце».

Дарио Ардженто (род. 1940)

В. Коршунов: «Тот, кто вместе с Марио Бава создал особый жанр в мировом кино – джалло: смесь детектива, фильма ужасов, нуара, эротики. Его последняя на сегодня работа – это фильм «Дракула» в 3D (2012)».

Среднее поколение (50-60-летние режиссеры):

Джузеппе Торнаторе (род. 1956)

В. Коршунов: «Любимец итальянского зрителя, ворвался в их сердца фильмом «Новый кинотеатр «Парадизо» (1988). Это картина – признание в любви кино, и она получила «Оскар» за лучший иностранный фильм. Торнаторе отличает тяга к копродукции, например, его картины «Малена», «Лучшее предложение» и др».

Габриэле Сальваторес (род. 1950)

В. Коршунов: «Еще один итальянский любимчик, прославился фильмом «Средиземноморье», который взял «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Последняя на сегодня громкая его работа – криминальная картина «Сибирское воспитание» 2012 года».

Кристина Коменчини (род. 1956)

В. Коршунов: «Мне очень нравится ее картина «Когда ночь» (2011). Фильм построен на сплаве триллера, драмы и мелодрамы».

Нанни Моретти (род. 1953):

В. Коршунов: «Символ возрождения итальянского кино. «Комната сына» (2001) получила Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, и это сразу приковало внимание мира к итальянскому кино. В 2012-м он возглавил жюри в Каннах, а за год до этого сделал картину, которая не получила никаких топовых наград, но стала знаковой – ленту «У нас есть папа» (2011). Очень многие критики некорректно считают этот фильм комедией. На мой взгляд, это один из самых страшных фильмов в истории итальянского кино. Это картина ставит вопрос: «А с нами ли бог?». И когда мы говорим о теме апокалипсиса в современном кино, а сегодня это одна из ключевых тем, при всей комедийности «Habemus Papam» – важнейшая картина».

Ферзан Озпетек (род. 1959)

В. Коршунов: «Примыкает к этому поколению режиссеров, но стартовал немного позже. Знаменитый дебют его – картина «Турецкая баня» (1997). Озпетек – это скандальная фигура итальянского кино. Его называют «итальянским турком», «итальянским Алмадоваром», «итальянским Франсуа Озоном». Он создает такое «высокотемпературное кино». Это всегда смелые фильмы на стыке разных жанров. Последняя его картина «Пристегните ремни» – это удивительный фильм о подготовке к смерти, который в итоге превращается в гимн жизни, в витальный гимн».

Младшее поколение (40-летние режиссеры):

Паоло Соррентино (род. 1970)

В. Коршунов: «Одна из важнейших фигур итальянского кино в настоящее время. Он дебютировал в 2001 году картиной «Лишний человек». Его вообще интересует политическая реальность Италии, например, фильм «Изумительный» – это история о скандально известном премьер-министре Джулио Андреотти, который был приговорен к 24 годам тюрьмы за связь с мафией. «Великая красота» (2013) – фильм, который является своеобразным продолжением «Сладкой жизни» Ф. Феллини, и при всей яркости, барочности это очень грустная, даже страшная картина. Вы увидите, что перед нами все тот же Рим-Вавилон, который показывал Феллини, только обветшавший, и люди в городе стали мельче, а их запросы – более потребительскими».

Маттео Гарроне (род. 1968)

В. Коршунов: «Человек, который еще более жестко, чем Соррентино, работает с политической реальностью. Его фильм «Гоморра» получил Гран-при Каннского фестиваля. Это вязкое, тягучее повествование, усложненное параллельными линиями, которое разрушает романтическое представление о мафии».

К младшему поколению крупных итальянских режиссеров также относятся Андреа Сегре, Стефан Инчерти, Люка Лючини, Мария Соле Тоньяцци и др.

Направления итальянского кино:

– политическое кино: «Гоморра» Матео Гарроне (2008), «Квартира в Афинах» Руджеро Дипаолы (2011), «Первые в списке» Роана Джонсона (2011), «Двенадцать сигарет» Аурелиано Амадея (2010), «Жизнь одна, возможно две» Алессандро Аронадио (2010), «Да здравствует Италия» Массимилиано Бруно (2012), «Sacro GRA» Джанфранко Рози (2013).

– постмодернизм и постпостмодернизм: «Легенда о Каспаре Хаузере» Давида Манули (2012), «И они называют это летом» Паоло Франки (2012), «Четырежды» Микеланджело Фраммартино (2010). Основные особенности: акцент на визуальное, отказ от нарративного, попытка взаимодействия со зрителем с помощью отсылочных кодов и др.

– неонеореализм: «Дальнобойщики» Альберто Фазуло (2012), «Лето Джакомо» Алессандро Комодана (2011), «Мой класс» Даниэле Гальяноне (2013). Характерно включение непрофессиональных актеров, эпизодов настоящей жизни, съемки чаще всего проходят не в студии.

Темы итальянского кино:

инфантилизация общества, позднее взросление мужчин: «Незрелые» Паоло Дженовезе (2011), «Здравствуй, папа» Эдоардо Лео (2013), «Красное и синее» Джузеппе Пиччионе (2012).

распад и воссоединение семьи: «Каждый божий день» Паоло Вирдзи (2012), «Женщина моей жизни» Люка Лючини (2010)

наплыв иммигрантов: «Материк» Эммануэле Криалезе (2011), «Ли и поэт» Андреа Сегре (2011), «Белорусский гладиатор» Массимо Андреи (2012).

Последние полчаса разговора были посвящены методике покадрового анализа начальных сцен картины «Великая красота» и ответам на вопросы слушателей.

Теги: VOICES
Записала Юлия Шутова

Новости по теме