VOICES по традиции дарит вологжанам встречи с интересными людьми – подчас настолько интересными, что беседа с ними может длиться часами и касаться самых разных тем. Такой была в день открытия фестиваля встреча с Татьяной Москвиной – писателем, журналистом, режиссером, сценаристом, театральным и кинокритиком, актрисой, а помимо всего этого – супругой члена жюри VI VOICES Сергея Шолохова. Между тем сама гостья областной библиотеки, когда ее попросили выделить главное в своем обширном «послужном списке», ответила так: «Я русская женщина, справляющаяся с жизнью».

Знакомясь с биографией Татьяны Москвиной, можно убедиться, что справляться с жизнью ей удается блестяще: жена и мать двоих сыновей, она сделала яркую карьеру в самых разных профессиональных сферах. После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и аспирантуры, в начале 80-х Татьяна Москвина стала активно работать критиком и журналистом в известных ленинградских изданиях: в «Смене», «Ленинградском рабочем», «Театре», «Искусстве кино», «Петербургском театральном журнале», «Пульсе» и других, в которых опубликовала сотни статей о театральных премьерах, новинках кинематографа, о жизни знаменитых актеров, о политических деятелях. С 2000 по 2005 годы она успешно работала на питерской радиостанции «Эхо Москвы» и на телеканале «РТР-Петербург» и «СТО» в качестве обозревателя. В мае 2006 года Татьяна Москвина начала курировать работу отдела культуры газеты «Аргументы недели», а с марта 2008 года регулярно выходить в эфир на радио «Культура» с «Москвинскими новостями». Есть у нее и актерский опыт: она снялась в фильмах «Дневник его жены» (2000) и «Мания Жизели» (1996).

«К просмотренному фильму или спектаклю я отношусь как к части своей жизни – ведь я потратила на его просмотр два или три часа, и это вошло в мой жизненный опыт, – призналась на встрече Татьяна Москвина. – Как литератор, я пишу обо всем – это вопрос выбора. Дело в том, что у меня своеобразная «клаустрофобия»: мне страшно замыкаться в рамках одной среды, одного вида искусства, одной профессиональной группы. Всё время хочется куда-то вырваться, а литература – это свобода. Она сейчас никому не нужна, денег не приносит – стало быть, делай что хочешь».

Писательская биография Татьяны Москвиной началась сравнительно недавно: ее первая книга «Похвала плохому шоколаду» вышла в 2003 году, когда автору было уже за сорок. «До этого момента потребности писать как-то и не было – жить было интереснее», – с улыбкой замечает писатель. Тем не менее за эти годы у Москвиной вышло более полутора десятков книг («Смерть – это все мужчины» (2004), «Люблю и ненавижу» (2005), «Всем стоять!» (2006), «Вред любви очевиден» (2006), «Энциклопедия русской жизни» (2007), «Она что-то знала» (2007), «Ничего себе Россия» (2008), «Женская тетрадь» (2009), «Мужская тетрадь» (2009), «Общая тетрадь» (2009), «Страус – птица русская» (2010), «Позор и чистота» (2010), «В спорах о России: А. Н.Островский» (2010), «Жизнь советской девушки» (2014)).

«Я пишу не для гонораров, тем более что их и нет. Быстрая слава и обогащение – это вряд ли связано с настоящей литературой. Писательство для меня – какой-то опыт самопознания, – расуждает Татьяна Москвина. – А вообще судьба литературы сегодня неясна. Печатная книга уходит, а электронные версии чаще всего доступны для бесплатного скачивания – будет ли кто-то писать в такой ситуации?.. Хотя наверняка будут – в русском человеке это неистребимо».

Роман Москвиной «Смерть – это все мужчины» был финалистом конкурса «Национальный бестселлер», но автор с иронией относится к литературным конкурсам и премиям: «Все премии вредны. Зачем они? Ни Достоевский, ни Толстой, ни Гончаров не получали премий – и как бы они соревновались, интересно? Но тут есть одно «но». В нынешней ситуации литературные премии – это средство хоть как-то привлечь внимание к литературе. Потом, в короткие списки премий попадают – за редким исключением – достойные вещи, то есть конкурс на премию – это какой-то отбор. И последнее. Писатели – народ, как правило, небогатый, и сейчас, когда нет гонораров, получение премии – это своего рода вознаграждение за труд. Поэтому я отношусь к премиям снисходительно, хотя убеждена, что объективно это вредно».

Участники встречи задавали писателю самые разные вопросы, и Татьяна Москвина рассказала о своих литературных предпочтениях, о встречах с известными деятелями современной российской культуры. В частности, о том, что считает Никиту Михалкова великим человеком, а Александра Маринина, пришедшая к ней на радиоэфир, поразила ее полным несоответствием реального облика и характера яркому имиджу автора детективов. А рассуждая о месте литературы в современном мире, писательница сказала: «Вполне возможно, что нынешнее унижение литературы как-то сменится ее возвышением – просто потому, что должен восстановиться некий баланс. Понятно, что нынешнее униженное состояние особенно остро ощущается при сравнении с эпохой, когда литература находилась на попечении у государства, книги издавались по плану, и тираж в сто тысяч считался чуть ли не провальным – сейчас такого просто не представить. Но возвышение литературы обязательно произойдет, хотя и нельзя предвидеть, каким оно будет».

Программа VOICES

Теги: VOICES, ВОУНБ
Светлана Гришина

Новости по теме