12+

От монументального искусства – к лирическому пейзажу: о художнике Викторе Сысоеве вспоминали коллеги и искусствоведы

«Говорят, что незаменимых людей нет, но художников это абсолютно не касается», – этими словами искусствовед Любовь Соснина начала свой рассказ о вологодском живописце Викторе Сысоеве. 10 января этого года ему исполнилось бы 70 лет. Но, уходя, художники оставляют свои работы – и продолжают жить в них и в памяти многих поколений зрителей.

В биографии заслуженного художника России Виктора Иннокентьевича Сысоева (1946-2013) много неожиданных деталей. Прежде чем получить профессиональное художественное образование, он окончил Суворовское училище, ставшее для него школой характера, дисциплины и ответственности. Выбрав путь изобразительного искусства, Виктор Сысоев отучился в Иркутском художественном училище, а затем в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. Его специальностью была монументальная живопись, но когда в 90-х годах заказов на монументальные работы не стало, Сысоев, сибиряк по рождению, не опустил руки – он переквалифицировался в станкового живописца и нашел себя в жанре пейзажа. Его мироощущению более всего отвечал лирический реализм – и художник до конца жизни оставался верен избранной дороге. Глубокий лирик, умеющий любить и понимать природу, в своих творческих поисках он ориентировался на традиции русской реалистической живописи. Как отметила Любовь Соснина, Сысоев шел вслед за такими мастерами русской пейзажной живописи, как Саврасов, Левитан, участники Союза русских художников, и внес свой серьезный вклад в развитие вологодской пейзажной живописи во второй половине ХХ века: «Пейзаж был самым защищенным от конъюнктуры жанром – здесь художник мог чувствовать себя свободно и в то же время выразить свое ощущение сегодняшнего дня. Как художник-монументалист, Виктор Сысоев любил архитектуру – и в своих полотнах очень тонко соединял ее с природой. Огромные, некогда величественные храмы заросли травой, приникли к земле – и кажется, что они присели, как старички… Без всякой назидательности и навязчивости живописец показывает отношение современности к прошлому». Так же искренен он был, когда в конце 80-х писал портреты сотрудников органов внутренних дел – с глубоким уважением к человеку в погонах и исполняемому им долгу.

Виктор Сысоев остался в памяти коллег до самозабвения преданным искусству мастером и активным общественником. По словам искусствоведа Ирины Балашовой, он был одним из немногих художников-пейзажистов, всегда писавших с натуры. Сысоев не пропускал ни одного пленэра, организованного Вологодским отделением Союза художников России. Всякий раз он набирал такое количество холстов, что оставалось много лишних, а если на следующий год удавалось выехать в то же место, незаконченные этюды брал с собой, чтобы доработать. Излюбленной его темой были облака – их много на его полотнах, и, скорее всего, для него это был своего рода символ. Не случайно юбилейная выставка Сысоева, прошедшая в Вологодской картинной галерее в 2006 году, называлась «Плывут над Русью облака».

Мягкий и уступчивый в общении, этот художник имел настолько крепкий внутренний стержень, что умел оставаться собой в любой ситуации. Вопрос продаваемости картин никогда не стоял для него на первом месте, хотя однажды даже сыграл с ним злую шутку: на одном из пленэров прохожий, попросивший продать пейзаж, услышав, что пейзаж не продается, украл холст с этюдника, ударив художника… А на пленэре в Вытегре, когда все писали Онежское озеро – ради которого и приехали в эти места – Сысоев вдруг повернулся к озеру спиной и стал писать прибрежный пейзаж, показавшийся ему в тот момент гораздо более интересным. Председатель Вологодского отделения Союза художников России Николай Мишуста отметил, что Виктор Иннокентьевич долгие годы был бессменным членом правления и его заместителем, отдавая общественной работе массу времени и сил.

Художник-монументалист Бронислав Кураго, автор мозаик, украшающих стены многих вологодских зданий, рассказывал о том, как работалось ему вместе с Виктором Сысоевым, не раз ему помогавшим. Работа монументалиста – это, помимо творчества, тяжелый физический труд и железная дисциплина: мозаику на улице нужно закончить, уложившись в строго определенные сроки, а сама работа требует порой немалых усилий. И на Виктора всегда можно было полностью положиться как на надежного товарища и партнера. Например, выполняя мозаику на бетонном барельефе на здании аэропорта в Вологде, им пришлось поднять по лесам на десятиметровую высоту тонны раствора…

Много интересного могут рассказать о Викторе Сысоеве его друзья и коллеги, но еще больше о мастере скажут его картины. Идея проведения большой персональной выставки этого живописца не оставлена сотрудниками Вологодской картинной галереи, и остается надеяться, что в недалеком будущем все мы сможем вновь полюбоваться на сысоевские облака и ощутить незаменимость этого художника.

Светлана Гришина