12+

В театр – никогда не рано! В «Теремке» продолжается показ премьерного спектакля для самых маленьких зрителей

У Вологодского театра кукол «Теремок» уже есть серьезный опыт работы с очень юной зрительской аудиторией: спектакли для детей в возрасте от 1 до 3 лет идут на малой сцене театра с 2009 года. Началось с «Новогодних топотушек»: малыши получили возможность побывать на настоящей ёлке в театре и в то же время отпраздновать Новый год в комфортной, почти домашней атмосфере. Большим успехом у зрителей пользуется и премьера прошлого сезона – спектакль «Как Ванечка в гости к бабушке ходил». Успех у зрителей вдохновил команду театра на дальнейшую работу в этом направлении, и впечатляющим ее результатом стала победа в конкурсе грантов Министерства культуры России. На грантовые средства театр реализовал проект «Постановка интерактивного спектакля для самых маленьких «Топотушки». Как отметила директор театра Елена Бухарина, бэби-театр сегодня – одно из самых востребованных и перспективных направлений детских театров. В декабре прошлого года «Теремок» пригласил первых зрителей на новый спектакль, постановщиками которого выступили московские режиссеры Юрий и Ольга Устюговы, авторы проекта «Первый театр», авторитетные специалисты по бэби-театру. «Топотушки» пополнили репертуар для самых маленьких и сейчас с успехом идут на сцене. В планах театра – продолжение работы с детьми младшего возраста.

Конечно, спектакли для столь юной аудитории – это совершенно другой жанр, нежели спектакли в зрительном зале, когда ребенок сидит в кресле и наблюдает за происходящим на сцене. «Маленькому зрителю нужно совсем другое пространство, – говорит Елена Бухарина. – Действие должно происходить на уровне глаз ребенка, который, в силу своего возраста, не будет полчаса спокойно сидеть на месте – он должен иметь возможность встать, походить по залу. Ходить, кстати, не все наши юные театралы умеют достаточно хорошо, а некоторые вообще предпочитают ползать, и специальное покрытие пола и подушки вместо кресел делают их пребывание в зрительном зале безопасным».

Особенность работы над такими спектаклями – обязательное подключение зрителя на финальных этапах подготовки. Последние репетиции проходят при участии детей, которые вносят свои коррективы в действие, и, как замечает Елена Бухарина, с этим зрителем не поспоришь! Для родителей постановки бэби-театра – своего рода подсказка, как и чем можно заняться с ребенком дома, как интересно организовать время, которое мама и малыш проводят вместе. В театре надеются, что новый спектакль увидят не только вологжане, но и жители районов области: с этой целью создана мобильная версия спектакля, так называемая «мобильная сценическая площадка», дающая возможность показать спектакль в другом помещении.

В новом спектакле «Топотушки» действие построено на сочетании игры актеров и театра теней: персонажи спектакля выходят к зрителю, а «события» происходят на экране, на который проецируются изображения кукольных персонажей – Коровы и Улитки. Есть здесь и большая Корова-кукла, которая вначале грустит, а потом веселится. Маленькие зрители постоянно включены в действие: они звенят колокольчиками, гладят Улитку мягкой варежкой, собирают «чертополох», рисуют на экране.

Артисты «Теремка», занятые в этой постановке, рассказывают об этой своей работе с энтузиазмом. «Малыши – это особая публика, – говорит Александр Шишкин, – но мы общаемся с нею на понятном ей языке и каждому ребенку уделяем персональное внимание». Дети младшего возраста могут удерживать внимание на чем-то одном очень непродолжительное время – и это учтено в сценарии. Он строится так, что слух, зрение и тактильные ощущения работают по очереди – ребят просят то посмотреть на сцену, то послушать, то поиграть с предметами реквизита. Ребенок постоянно переключается с одного на другое и поэтому не устает. Артисты создают позитивную благожелательную атмосферу, которая располагает к общению и игре, и, рассказывая свою историю, вовлекают в нее маленьких зрителей. «Дети хотят прежде всего общения, они буквально рвутся в интерактив, – замечает Ирина Кармашова. – Конечно, все ведут себя по-разному: кто-то побаивается чужих людей и сидит около мамы, кто-то, наоборот, бежит к артистам, хочет все потрогать. Такого, чтобы поведение ребенка «не вписалось» в сценическое действие, просто не может быть: спектакль изначально строится как диалог с маленькими зрителями».

Бэби-театр – особая площадка для творческого поиска: разговор с публикой здесь можно построить иначе, нежели в большом зале. Рассказывает актер Алексей Семёнов: «В этом спектакле я «боец невидимого фронта» – работаю за экраном с фонариком и куклами и зрителей вижу, только когда они подходят почти вплотную. Но уж тогда мы с ними общаемся вовсю: они рисуют на экране маркерами, а я с другой стороны, играя коровку, подхожу поесть их «травку», покупаться в их «водичке», а бывает, прячусь от них. Вижу, что всё это им очень нравится».

Возраст, на который рассчитаны спектакли бэби-театра, – от 1 до 3 лет. В реальности же самые маленькие их зрители – малыши до года, есть и такие, что смотрят спектакль только на руках у мамы. Но с ними часто приходят старшие братья и сестры, и даже 12-летние охотно включаются в игру. Максимальное число зрителей на спектаклях бэби-театра – 30 человек, включая детей и сопровождающих их взрослых. Это то количество, при котором можно уделить внимание каждому ребенку и создать в зале уютную домашнюю атмосферу.

Маленькие дети порой могут быть непредсказуемы – и артистам нужно уметь мгновенно ориентироваться в обстановке, помочь детям и их родителям получить удовольствие от спектакля. «Многое зависит от настроя мамы, – уверена Ирина Кармашова. – Бывает, мама очень хочет, чтобы ее сын или дочка активно участвовали в действии, а малышу хочется просто смотреть спектакль рядом с мамой. В таких случаях советуем прислушаться к желаниям ребенка. Бывает и наоборот: ребенок везде бежит первый, а мама переживает из-за его чрезмерной, по ее мнению, активности. Тогда мы ее успокаиваем: активный – и хорошо. Каждый человек индивидуален в своем восприятии мира, и маленький не исключение». Поход в театр для столь маленького ребенка – это не просто культурный досуг или развлечение. «Замечаем, что во время спектакля дети начинают между собой взаимодействовать, – делится наблюдением Александр Шишкин. – Они могут подойти друг к другу, потрогать друг друга, обменяться игрушками, сказать что-то на своем языке. Так на спектакле они учатся общаться – и с ровесниками, и с чужими взрослыми».

Ближайшая возможность побывать на спектакле «Топотушки» появится у юных зрителей и их родителей 6 и 20 февраля в 11.30 и в 16.00.

Светлана Гришина