Выставка живописи и графики посвящена 60-летию мастера. Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Юрий Воронов представляет одну из самых ярких страниц современного вологодского изобразительного искусства. Летом нынешнего года признание его заслуг перед вологодской культурой выразилось в двух наградах: золотой медали Союза художников России имени В. И. Сурикова и знаке «За доблестный труд во благо Вологды». В верхних залах представлено более ста его произведений, созданных за 35 лет напряженной творческой деятельности. Это четвертый большой персональный вернисаж художника в стенах ВОКГ, здесь есть и работы, давно полюбившиеся вологодскому зрителю, и новые полотна, которые до этого нигде не выставлялись.

Образование и творческий путь Юрия Воронова органично сочетают графику и живопись: Ярославское художественное училище он закончил как живописец, а в Московском государственном художественном институте имени Сурикова получил специальность книжного графика. Именно графичность живописных полотен делает картины Воронова неповторимыми и узнаваемыми. Работая в русле традиций реализма, Воронов сочетает реалистическую технику письма с абстрактностью сюжетов и философским символизмом их трактовки. Создавая сложные композиции, отдельные элементы которых связаны ассоциативно, художник не ищет никакого реалистичного повода объединить их – наоборот, внешне они выглядят нарочито разрозненными, как рассыпанные детали мозаики. Мастер полагается на зрителя – его художественную и историческую эрудицию, на включенность в культурную жизнь родной Вологодчины, на умение чувствовать настроение, выраженное в цвете, линии и форме.

Резкие цветовые и световые контрасты в полотнах, посвященных современности, говорят о расколотости и бытия, и сознания современного человека. Это тревожит художника, заставляя внимательно вглядываться в лица людей. Деятели вологодской культуры, журналисты, сельские труженики, дети – в каждом их этих лиц он словно ищет подсказки для ответов на свои вопросы. Грустно-задумчивый художник Владимир Корбаков, сосредоточенно вглядывающийся во что-то реставратор Иван Федышин, печально склонивший голову живописец Виктор Седов («Доброе утро, товарищи! Говорит Вологда», 1987), погруженный в размышления Евгений Соколов, тревожно нахмурившиеся Генрих Асафов и Валентин Едемский... («Групповой портрет вологодских художников», 2003). Что-то общее есть в выражениях всех этих лиц, в позах и жестах – скрещенных руках, сцепленных пальцах, в руке, подпирающей щеку…. Тревога, напряженное раздумье, вглядывание в себя – и, наверное, надежда. Эти же тревога и надежда – в лицах и позах людей на картине «Лествица» (1990). Все они, в отличие от узнаваемых современников, как будто вышли из некоего безвременья: ватник, брошенная на землю шапка для подаяния, вещмешок за спиной, по-крестьянски повязанные платки, вериги с крестом… И лестница, которая ведет – куда? В храм? В благоустроенную современность, схематично изображенную на дальнем плане? К самому себе? В множественности ответов на этот вопрос – тайна притяжения этого и многих других вороновских полотен.

Прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в художественном мире Юрия Воронова «на равных правах» – образы культуры, истории и религии, получая конкретное узнаваемое воплощение, ведут своеобразный диалог о человеке и его месте в мире. Классически совершенные античные статуи, сложная примитивность древнегреческой архаики, едва намеченные древнеегипетские мотивы, образы древнерусской иконописи – каждую деталь, мастерски воспроизведенную, хочется рассматривать и «узнавать» до бесконечности. И вдруг всё это буквально на глазах складывается, как некий огромный пазл, в единое целое – и мы слышим шум времени, подобно тому как «слышим» морской прибой, приложив к уху раковину… Все эти молчаливые свидетели минувшего, словно покрытые патиной веков и тысячелетий, о чем-то взывают к человеку сегодняшнему. Не мертвы и предметы северного деревенского быта – каждый из них бережно хранит в себе память об ушедших поколениях и об уходящих деревнях («Зимняя элегия»). Об этом же – картина «Никола зимний», замысел которой родился у художника на бескрайнем зимнем поле в Тарногском районе, в тех местах, где когда-то была деревня, в которой жила его мать – теперь этой деревни нет. Та же трепетность в отношении к деревенской старине – в картине «Натюрморт деревенский»: собрано всё, что напоминает об ушедшем, и для чего-то очень важного это напоминание нужно.

В Юрии Воронове всегда ценили умение сочетать тонкий лиризм и философскую углубленность с активной гражданской позицией. Размышления о современности по-разному звучат в его крупных сюжетно-тематических полотнах. Тревожным предостережением наполнена известная картина «Каждому дню довлеет злоба его» (1989): здесь и страшное воспоминание о лагерях, и ужас перед грозящей человечеству глобальной катастрофой, и символическая трещина, проходящая сквозь жизни и судьбы – и извечная надежда на спасение. Триптих 2013 года «Carpe diem» («лови день» – лат.), призывая жить настоящим, показывает это настоящее в виде призрачного мира торгового центра с его бесконечными витринами и манекенами, среди которых живые люди почти незаметны. А полиптих «Философский» (2016), написанный совсем недавно, погружая зрителя в любимый художником мир античной культуры, рисует бесконечность пути – того, который уже пройден, и того, который еще предстоит пройти.

Юбилейная персональная выставка Юрия Воронова станет последним выставочным проектом картинной галереи в верхнем зале Воскресенского собора, который передается Вологодской митрополии. Экспозиция будет работать до 20 ноября 2016 года.

Теги: ВОКГ, Союз художников России, Юрий Воронов, живопись, графика
Светлана Гришина

Новости по теме