12+

Увидеть фрески Ферапонтова монастыря глазами самого Дионисия можно в Вологодском музее-заповеднике

Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина – уникальные фотографии фресок выдающегося русского изографа конца XV – начала XVI веков Дионисия из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Благодаря сохранившимся фрескам ансамбль Ферапонтова монастыря включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и в Свод особо ценных объектов народов России.

Юрий Холдин – московский фотохудожник и издатель, член Союза кинематографистов России и Международного художественного фонда, с 2005 по 2007 – президент фонда «Фрески Руси». Фотопроекту, главным «действующими» лицами которого стали фрески Дионисия, автор посвятил 12 последних лет своей жизни. Побывав в Ферапонтовом монастыре, а затем внимательно изучив существующие издания, посвященные фрескам, Холдин был потрясен несопоставимостью увиденного в храме «вживую» и того, что предлагала полиграфия. Налицо был тот факт, что к работе с уникальным памятником никогда не привлекали профессиональных фотохудожников, способных максимально точно – колористически и пространственно – передать красоту и величие росписей иконописца. Чаще всего фотографии носили утилитарный характер, обслуживая труды искусствоведов. Холдин загорелся идеей показать посредством фотографии фрески Дионисия максимально приближенными к оригиналу. С 1995 и до своей смерти в 2007 году (Холдин погиб во время фотосъемки, упав с 11 этажа собственного дома из-за обрушения карниза) фотограф работал над этим проектом. 5 лет подряд несколько раз в год он приезжал в монастырь – при этом работа его носила чисто подвижнический характер.

Фотопроект, посвященный фрескам Дионисия, стал на самом деле новым словом в искусстве художественной фотографии. Подобный подход к съемке фресок был применен впервые. В отличие от большинства фотографов, снимающих произведения искусства в основном ночью, при искусственном освещении, Холдин хотел передать камертон полуденного освещения, при котором обычно совершается литургия. Естественно, снимать постоянно в полдень фотограф не мог, и ему приходилось находить особые приемы, выстраивать сложные схемы управления светом, чтобы заставить пленку «видеть» полуденные цветовые гаммы. Эти новаторские методы фотосъемки позволили Холдину передать неповторимый колорит фресок Дионисия: «Золотисто-охристые, нежно-розовые, лазоревые цвета, которые использовал в росписях представитель московской школы иконописи, переданы просто с аутентичной достоверностью», – заметила на открытии выставки заместитель директора Вологодского музея-заповедника Наталия Золотова.

Уникальность фотовыставки «Свет фресок Дионисия» в том, что здесь можно увидеть фрески как бы глазами самого Дионисия. Многие фресковые композиции расположены на большой высоте, в том числе сферические, объемные изображения, и, стоя на полу храма, посетитель никогда не увидит их без пространственных искажений. Юрий Холдин под каждую фреску выстраивал индивидуальные леса, занимался поиском единственно правильной точки съемки, чтобы на фотографии фреска смотрелась так же объемно, как в реальности, но при этом не искаженно. В итоге фотохудожник смог создать на плоскости трёхмерное пространство, целостный образ как отдельных фресковых композиций, так и всего собора.

Выставка фотографий фресок Дионисия в Вологде организована при поддержке Департамента культуры и туризма области, Вологодской епархии и фонда «Фрески Руси». Президент фонда «Фрески Руси» Екатерина Данилова на открытии рассказала о том, как работал фотохудожник, как после его смерти в течение 8 лет продолжалась печать фотографий, потому что оказалось, что добиться ровной цветовой передачи трехсот композиций Дионисия – тоже серьезная техническая проблема. Весь проект целиком насчитывает более 500 фоторабот. В экспозиции представлены как полные фресковые композиции, так и их увеличенные фрагменты, где наиболее детально можно увидеть «руку» живописца.

Выставка фотографий фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря экспонировалась на многих российских и мировых площадках: в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, Художественном музее Ярославля, итальянском Мерано и других. Генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева рассказала, что впервые увидела эту выставку в Москве, в Храме Христа Спасителя. Теперь «полные света и цвета» фотографии Юрия Холдина, наконец-то, смогут увидеть и вологжане. «Далеко не все жители Вологды и области бывали в Ферапонтовом монастыре, хоть он и находится недалеко, – отметила заведующая художественным отделом ВГИАиХМЗ Ангелина Глебова. – Побывав на этой выставке, можно в полной мере оценить эту первозданную, небесную красоту земного мира, выразившуюся во фресках великого Дионисия и виртуозно переданную Юрием Холдиным».

Выставка сопровождается текстовыми фрагментами: пояснениями к тому или иному библейскому сюжету, молитвами, цитатами из Священного Писания. Предваряют экспозицию, как бы создавая атмосферу, фотографии, где представлены окрестности села Ферапонтово, Бородаевского озера, на высоком берегу которого расположился архитектурный ансамбль монастыря. Ферапонтовская земля неизменно служила и служит источником вдохновения художников, поэтов, писателей: «В потемневших лучах горизонта/ Я смотрел на окрестности те,/ Где узрела душа Ферапонта/ Что-то Божье в земной красоте», – писал под впечатлением от посещения монастыря Николай Рубцов, продолжая далее: «И небесно-земной Дионисий / Из соседних явившись земель/ Это дивное диво возвысил/ До черты, небывалой досель». Увидеть творения «небесно-земного Дионисия» в передаче фотографа-новатора Юрия Холдина можно будет в Юго-Западной башне Вологодского кремля до 8 января 2017 года.

Елена Легчанова