35 лет назад правительство РСФСР приняло «Программу комплексных научно-исследовательских и реставрационных работ по памятнику XV века Рождественскому собору Ферапонтова монастыря». Проект ознаменовал собой совершенно новый подход к реставрации древнерусского монументального наследия в нашей стране. 21 декабря в Музее фресок Дионисия обсудили и вспомнили принятый документ.

Программа дала старт многолетнему периоду обширных, комплексных работ. Так, во время исследовательского этапа (1981–1986 годы) была осуществлена фотосъемка сохранности композиций и деталей росписи, выполнены схемы-картограммы с местами утрат левкаса и красочных слоев, изучены техники авторского письма Дионисия и его сыновей, выполнены физико-химические исследования составов грунта и живописи, микроклимата. Также этот период стал началом искусствоведческих изысканий.

Второй этап работ был посвящен разработкам методик укрепления штукатурных и красочных слоев, впоследствии утвержденных Комиссией по методике реставрации и сохранения памятников монументальной живописи Научно-методического совета СССР в 1988 году. Реставраторы работали в тесном контакте со специалистами институтов системы Академии Наук СССР. Это Институт молекулярной биологии, Институт органической химии им. Н. Д. Зелинского, Институт геологии и минералогии, Институт микробиологии, Институт биоорганической химии им. М.М. Шемякина, Институт геохимии, Институт стали (аппаратура рентгено-фазового анализа), Институт химической физики, а также, НПО «Астрофизика» (аппаратура, оптика, осветители), Институт «Спецпроектреставрация», Институт «Стройфизика», Институт им. И.В. Курчатова и ряд кафедр МГУ и других научных учреждений.

Третий практический этап работ продолжался с 1988 по 2011 годы. За этот период была укреплена и расчищена от загрязнений стенопись собора, нормализован температурно-влажностный режим, установлена беспроводная система его контроля.

В процессе реставрации было сделано множество открытий, важнейшим из которых явилось заключение о том, что по составу пигментов и авторской технологии письма стенопись собора не имеет аналогов в древнерусской монументальной живописи. Совершенно новым стал сам комплексный подход к реставрационному процессу, в основе которого лежало минимальное вмешательство в структуру памятника. Столь пристальное внимание к объекту во время реставрационных работ способствовало его вхождению в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря этим мероприятиям удалось спасти уникальное творение художника, создав для него оптимальные условия хранения и обеспечив полноценную, независимую от погодных условий репрезентацию фресок.

Гости и сотрудники музея посмотрели отрывок из фильма «Хранители» вологодского режиссера и искусствоведа Е. Б. Савиной. На кинохронике запечатлены моменты, ставшие историей: вручение сертификата ЮНЕСКО Г. О. Ивановой (директору Кирилло-Белозерского музея) и М. С. Серебряковой (директору Музея фресок Дионисия), интервью с автором методики консервации стенописи О. В. Лелековой, записанное в период работ в Ферапонтовом монастыре.

Завершили мероприятие «Мифы о реставрации» в соборе Рождества Богородицы, вызвавшие живой интерес у слушателей.

Теги: Музей фресок Дионисия, реставрация
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме