12+

Кирилло-Белозерский музей представляет книгу, посвященную памяти выдающегося реставратора-исследователя древнерусской живописи Ольги Лелековой

В 2017 году исполнится 50 лет со дня начала работы Ольги Владимировны Лелековой в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и 60 лет с момента образования Государственного научно-исследовательского института реставрации. Накануне этих знаменательных событий вышла в свет книга, посвященная памяти исследователя. Она откроет серию изданий, связанных с деятельностью работников Института реставрации.

Российская школа научной реставрации неизменно ассоциируется с именем Ольги Лелековой и Государственным научно-исследовательским институтом реставрации, где она проработала долгие 43 года заведующей отделом реставрации темперной живописи (1966 – 2009). Как реставратор с уникальным опытом и глубокими знаниями, Ольга Владимировна работала вместе с другими специалистами в различных городах России и за рубежом: в Украине, на Филлипинах, в Финляндии, во Франции и в Германии.

Именно Ольгой Лелековой и реставраторам ее отдела принадлежит разработка уникальной технологии, методов и принципов реставрации настенной живописи Ферапонтова монастыря. С 1982 года она возглавила масштабную реставрацию фресок Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы, привлекла к этой работе химиков-технологов, микробиологов, климатологов. Это была ювелирная реставрация, продолжавшаяся 30 лет. Такой вид работы ранее не распространялся на монументальную живопись.

Научный подход Ольги Владимировны к реставрационным работам позволил достичь высоких результатов. Коллектив из восьми участников проекта: Н. Брегман, Р. Девина, Г. Вздорнов, М. Наумова, М. Серебрякова, Ю. Рузавин, И. Федышин, О. Лелекова – был награжден государственными премиями РФ (1998). Каждый из них внес свою лепту в реставрацию и консервацию живописи Ферапонтова монастыря, которая на многие годы вперед сохранит чарующую красоту искусства начала XVI века.

Одновременно с практической реставрацией О. Лелекова успешно проявила себя и как историк-искусствовед. Вершиной ее исследований явилось двухтомное издание «Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года» (2011). Ему посвящен отдельный блок материалов книги, в которую также вошли лучшие исследования и методические работы О. Лелековой. Впервые опубликованы многочисленные фотографии О. Лелековой, ее друзей и сотрудников, также представлена хроника ее реставрационных работ, список печатных работ, указатель имен.

Фотографическая часть сборника составлена из материалов частных архивов Г. Вздорнова, И. Мокрецовой, Ю. Финогеновой, Н. Брегмана, О. Вороновой, Т. Анисимовой, М. Шаромазова, Е. Шелковой, В. Зверева, В. Соломатина, С. Писаревой, А. Нитецкого, О. Ревина, С. Филатова, Ю. Крутеевой и служебных архивов музеев Кириллова и Ферапонтова.

«Наследие Ольги Лелековой велико, – отмечает директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил. Шаромазов. – Ее достижения по сохранению памятников древнерусской живописи, имеющих мировое значение, очевидны и общепризнаны. Другая же часть – выработанная и многократно проверенная авторская методика практической реставрации – ждет своих продолжателей, которые могли бы применить опыт и достижения Ольги Лелековой для сохранения древних живописных памятников в России и во всем мире».

В сборнике собраны статьи и воспоминания друзей, коллег и учеников об Ольге Лелековой и о двух центральных проектах Ольги Владимировны, в которых она участвовала как руководитель и непосредственный реставратор. Ознакомиться с данным изданием можно в библиотеке Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Также книгу можно приобрести в киосках музея.

Сборник подготовлен в печать Кирилло-Белозерским музеем-заповедником совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации при поддержке Министерства культуры РФ. Составитель Г. Вздорнов (при участии Л. Лупушор и Е. Предеиной).

Кирилло-Белозерский музей-заповедник