12+

Статья о вологодских изразцах вошла в альбом Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Обложкой альбома «Русский изразец», созданного по итогам выставки в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, стало изображение барельефа «Богоматерь с младенцем» из фондов Вологодского государственного музея-заповедника.

В состав альбома входят иллюстрации изразцов, сопровождаемые научными статьями сотрудников музеев из Вологды, Костромы, Ярославля и Углича. Альбом «Русский изразец» – это итоговый этап одноименной выставки в академии. Статью с обзором коллекции вологодского музея написала хранитель коллекции изразцов Анна Логинова.

Коллекция изразцов Вологодского музея-заповедника насчитывает 1440 единиц хранения и включает в себя как отдельные керамические изделия, так и комплекты изразцовых печей середины XVII – начала XX века. Среди них есть изделия местного производства – великоустюжские, тотемские и грязовецкие. Есть и фабричные керамические изделия из Польши, Чехии и Финляндии.

Анна Логинова рассказала об особенностях вологодской коллекции: «Коллекцию изразцов Вологодского музея-заповедника отличает присутствие в ней разновременных предметов, имеющих обширную географию производства: от российских до западноевропейских керамических заводов. Коллекция представляет собой ценный материал для изучения культуры и истории Вологодского края. Являясь важным историческим источником, изразцы несут информацию о вкусовых пристрастиях вологжан, помогают представить быт жителя города в конце XIX – начале XX века, позволяют судить о развитых торговых отношениях. Рассматривая изразцы в ретроспективе, можно увидеть, как отразились на них политические и исторические события, как внедрялись в процесс производства новые методы и как они продолжали соседствовать с уже привычными и отработанными технологиями».

Для обложки альбома составители сборника выбрали барельеф «Богоматерь с младенцем», который поступил в фонды музея из Лазаревского храма Горбачевского кладбища в 1940 году, когда церковь была закрыта. Известно, что кладбищенская церковь была построена в 1777 году, а с 1882 по 1887 годы были разобраны и заново возведены здания храма, колокольни и примыкающих к ней палат. В это же время были построены новые каменные ворота, в арочном завершении которых, по предположению музейных хранителей, и находилась икона, датируемая концом XIX века.

Сотрудники музея продолжат сотрудничество с Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и в 2017 году.

Вологодский музей-заповедник