12+

«Спектакль – это другая вселенная, в которую меня впускают на время»: творческий вечер Вячеслава Федотова прошел в Камерном драматическом театре Вологды

Познакомиться с артистом не только в образе одного из изображаемых им персонажей, но и лично, притом в формате доверительной беседы, – такой шанс выпал в минувшее воскресенье зрителям вологодского Камерного театра, где проходил творческий вечер Вячеслава Федотова. Известный поклонникам Камерного по спектаклям «Отче наш» (по произведениям Варлама Шаламова) «Там же, тогда же», «Малые супружеские преступления», «Эрос против бизнеса», «Дух резни», «Не все коту масленица», «Шекспир – russkiy», на своем бенефисе Федотов представил одну из своих лучших и самых сложных работ – спектакль «Заповедник» по одноименной повести Сергея Довлатова.

Премьера постановки состоялась в марте 2011 года. В основе спектакля лежит повесть Сергея Довлатова – во многом автобиографическая, а потому одновременно иронично-саркастическая и личностно-интимная история из жизни не признанного современниками писателя времен «застоя», решившего временно уйти от проблем, устроившись экскурсоводом в Пушкинский заповедник (село Михайловское). Несмотря на то, что спектакль – «моно», по факту он выходит совсем не «моно»: одному актеру удается густо его «населить». Ведя повествование от лица писателя-неудачника, артист мгновенно превращается то в его жену, то в безнадежно влюбленных в Пушкина работниц заповедника, то в приятелей-собутыльников. «Монодрама – это сложнейший театральный жанр, требующий от артиста максимальной отдачи и не прощающий ошибок», – заметил режиссер спектакля Яков Рубин. Актер здесь, как под увеличительным стеклом – помочь некому, кроме зрителей, конечно, но нужно заслужить это сопереживание. «Этот спектакль существует уже отдельно от меня, – поделился на встрече со зрителями Вячеслав Федотов. – Это как будто другая вселенная, в которую меня впускают на время, и она живет своей жизнью, мне непостижимой, и в этом особый кайф. Это и страшно, и интересно одновременно». По признанию Федотова, за 5 лет, прошедших со времени премьеры, спектакль во многом видоизменился, оброс новыми смыслами, по-новому расставленными акцентами.

После спектакля зрителей ждала собственно творческая встреча с артистом Федотовым, где он ответил на вопросы, рассказал о себе и порассуждал о непредсказуемости актерской судьбы. Себя Федотов назвал «жертвой советского телевидения, где очень часто показывали балет»: именно благодаря этому 15-летний подросток из Оренбурга оказался в хореографическом училище Саратова. Да, по первой своей специальности Федотов – артист балета. Увлечение драматическим видом искусства пришло чуть позже, во время работы в саратовском народном театре «Лабиринт»: «Я решил поступать на актерское отделение Саратовской консерватории – захотел стать ак-к-ктером, – я в то время еще и заикался вдобавок», – улыбаясь, вспоминает артист. Окончив саратовский вуз, Федотов недолго попытал счастья в Москве, потом уехал с балетными за границу. «Это были 1990-е годы. Начиналось все красиво – Испания, Португалия, Канары... А потом я 8 лет работал аниматором в Турции. Кстати, образованные турки очень любят Достоевского, – рассказал артист. – И когда я им говорил, что первый раз прочитал «Преступление и наказание» в школе да еще в подлиннике (улыбается) – вызывал у них глубокое уважение. А потом в Турции стало скучно – надо было возвращаться». Четыре года Федотов проработал в Камерном театре Череповца, где впервые попробовал себя в роли режиссера, а чуть позже, познакомившись с Яковом Рубиным, уехал работать «под крылом» Камерного драматического театра Вологды. «Я отовсюду уходил по-хорошему. Знаете, как нужно уходить? Чтобы о твоем уходе вздыхали с сожалением, а не с облегчением», – замечает актер. Когда Федотов пришел в КДТ, у театра еще не было помещения, и перспективы были тоже до конца неясные. Но артисту хотелось работать именно здесь. «Про себя могу сказать: я как собака – привыкаю к людям. Не к месту. Вологду я, к примеру, люблю только летом, зимой мне здесь холодно. Но коллектив здесь, в Камерном, замечательный, и ради них я здесь».

Театр, собственно, платит Федотову тем же. Кстати, задумывая бенефис актера, руководители Камерного театра решили все полученные от продажи билетов деньги перевести на его счет: «В традициях русского театра был обычай примерно раз в год устраивать большим артистам бенефис, при этом сбор от спектаклей полностью поступал на счет артиста. В советское время это, понятное дело, было невозможным, но в наше время мы решили попробовать возродить эту традицию».

Елена Легчанова