Евгений Ермолин, профессор, журналист, литературный критик, обладатель ряда литературных наград, встретился с вологжанами в областной библиотеке. Член жюри премии «Дебют» 2015 года, участник литературной академии премии «Большая книга», автор 13 книг выбрал темой для беседы современный литературный процесс и его актуальные тенденции. Он также представил свою книгу «Последние классики», вышедшую в конце прошлого года.

«Литературоцентризм – это великая традиция нашей страны, которая тем не менее претерпела разительную метаморфозу в последние 25 лет. Еще в конце 1980-х годов казалось, что литература в России – это по-прежнему главный вид искусства, даже не просто искусство, а неотъемлемая скрижаль духовного опыта, место, где формируется повестка дня, где обсуждаются наиболее актуальные жизненные вопросы, где человек и общество видят себя, как в зеркале. Так казалось. И такую иллюзию поддерживали огромные тиражи книг и толстых журналов. Но прошло несколько лет, и от этих тиражей почти ничего осталось, а представление людей о значимости литературы изменилось. Конечно, многие до сих пор считают литературу высшим видом искусства, но их мнение зачастую не совпадает с тенденциями современной эпохи массовых коммуникаций и господством ее визуальных средств. Но это не значит, что литература перестала или перестанет существовать, просто мы должны понять, что с ней происходит, как она меняется», – отметил Евгений Ермолин, открывая встречу.

Исследователь выделил несколько «векторов движения» современной литературы. Среди них – кризис большой литературной формы, усталость от вымысла, кризис лирического высказывания и ослабление чувства реальности в целом.

По мнению критика, романная культура уходит в прошлое, и это созвучно современному течению жизни: «Жизнь сейчас слишком пестрая, изменчивая. Человек XXI века – плюралист, ему приходится быть гибким, пластичным, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования. Он должен воспитывать себя на протяжении всей жизни. И поэтому, например, уже не актуален так называемый роман-воспитание. Жизнь современного человека трудно включить в традиционную романную матрицу. Каков выход из этого? Циклизация».

В качестве удачных примеров создания цикла рассказов Евгений Ермолин выделяет «Зону затопления» Романа Сенчина, «Девять девяностых» Анны Матвеевой.

Еще одним вариантом возвращения внимания к большим литературным формам может стать обращение к прошлому. В качестве примера критик упомянул «Свечку» Валерия Золотухи – «три искусственно соединенных повествования, где есть место исторической дистанции».

Усталость от вымысла в современных художественных текстах породила, с одной стороны, востребованность литературы нон-фикшн (творчество Светланы Алексиевич, например), с другой – создание нарочито бурлескных историй, гротескного повествования.

Кризис лирического высказывания зачастую заставляет поэтов убирать авторское «Я» и говорить от имени другого героя.

«Еще одна важная тенденция – ослабление чувства реальности в целом. Сегодня мы не всегда можем понять, где заканчивается реальность, начинаются иллюзии, фантазии, домыслы, или где мы вступаем в зону пропаганды того или иного свойства. Перед нами постоянно мелькает вопрос: что настоящее в этом мире? В этом случае писатель может предложить текст, основанный на опыте страданий, или уйти в неосимволизм, наполненный религиозными мотивами, как это сделал, например, Юрий Малецкий в книге “Конец иглы”», – подвел итог Евгений Ермолин.

Его книга «Последние классики» посвящена русским прозаикам последней трети XX века. Эти писатели вошли в литературу и состоялись в тот момент, когда она еще была социально значимым фактором. А позже все они застали кризис невостребованности, когда литература ушла с авансцены.

«Начинается книга с очерка о Юрии Домбровском. Я считаю, что его роман «Факультет ненужных вещей» – это последний великий русский роман с акцентом на слово «великий». За ним следуют Сёмин, Астафьев, Искандер, Владимов. Азольский, Кормер, Аксёнов. Так получилось, что классика в традиционном нашем понимании и восприятии кончается вместе с тем поколением писателей, о которых в книге идет речь…», – пояснил название издания Евгений Ермолин.

Если брать современную литературу, о какой бы книге вы сказали: «Обязательно стоит прочесть в течение недели»?

Нет такой иерархии, нет такой книги. Все авторы, которых я упоминал, заслуживают прочтения, в некотором роде это и есть тот минимальный список. Когда выйдет книга лауреата премии «Дебют-2015» Сергея Самсонова (Горшковозова) «Соколиный рубеж», настоятельно рекомендую сделать попытку прочтения. Книга оставляет редкое для современной литературы эстетическое наслаждение. И это оригинальный взгляд на эпоху Второй мировой войны.

У вас есть свои критерии, по которым можно сказать, хорошая книга или нет?

Принципиальный для меня критерий – это созвучность современному моменту, современному человеческому опыту, социальному опыту в целом, и это может быть реализовано в любой форме. Но когда я говорю о кризисе романа, например, я имею в виду то, что посредством большого объема повествования современность представить и изобразить чрезвычайно затруднительно. В этом смысле я немного радикален и считаю, что один из самых адекватных жанров современной литературы – это пост в блоге. Может быть, даже комментарий в социальных сетях. Есть современные писатели с именем, которые идут этой дорогой. Скажем, Александр Иличевский – у него замечательные посты в facebook… Диляра Тасбулатова, Денис Драгунский, Валерий Зеленогорский – все они очень известны благодаря постам. А Сергей Чупринин, например, в итоге издал книгу «Вот жизнь моя» («Фейсбучный роман, или Подблюдные истории») на основе постов – живое повествование о современном литературном процессе.

Когда Игорь Волгин заканчивает передачу «Игра в бисер», он каждый раз произносит фразу: «Читайте и перечитывайте классику!». Что бы вы пожелали вологжанам?

Рекомендация Волгина правильная, потому что сама жизнь в литературном тексте в процессе его освоения и чтения – это то, что придает значительность, дополнительную к тому, что мы можем обрести, живя в современном мире, суетясь, но часто не находя смысл. Однако опыт последних лет меня немного вывел за рамки этой идеи о постоянном чтении. И я бы призвал к другому: придумайте и творчески реализуйте себя в качестве блогера в социальной сети. Это интересный опыт творчества и интерактива.

Теги: Евгений Ермолин, ВОУНБ
Юлия Шутова

Новости по теме