12+

Любимица вологодской публики Наталья Воробьева отмечает юбилей

31 марта актриса Вологодского драматического театра Наталья Воробьева отмечает юбилей. Говорить о женском возрасте не принято, тем более имея в виду вечно юную Наталью, поэтому редакция cultinfo.ru, не раскрывая числового секрета, просто от души поздравляет замечательную актрису с днем рождения.

В первый день апреля на большой сцене драматического театра пройдет творческий вечер актрисы «Только раз!..». О том, чего ждать поклонникам, рассказывает сама Наталья: «Это своеобразный коллаж из ролей, сыгранных мною в разные годы, но всё будет происходить в одних обстоятельствах. Как будто в аэропорту все ждут и ищут некую даму, которая, приезжая, улаживает и «разруливает» все проблемы… Режиссер вечера – Александр Чупин, автор сценария – Дмитрий Мельников, художественный руководитель – Зураб Нанобашвили».

Для творческого вечера выбраны самые запоминающиеся образы, хотя это, наверное, сделать было непросто – так много ролей сыгранно артисткой на сцене областного драматического театра. Зрители хорошо помнят ее заводного Пэка из «Сна в летнюю ночь», жестокую Мартирио в «Доме Бернарды Альбы», трогательную Анну из «Дневника Анны», целую галерею находчивых служанок – Химку в спектакле «Бальзаминов, Бальзаминов!..», Дорину в «Тартюфе», Анну в «О, эта Анна!», Берту в «Боинг-Боинг-Боинг»… Выход любимой артистки на сцену – не важно, большая эта роль или эпизодическая, – всегда принимается зрителями с особой теплотой. В этом году Наталья Юрьевна отмечает и еще одну серьезную дату – «совершеннолетие» своих отношений с Вологодским драматическим театром, куда она пришла в 1998 году, окончив Ленинградский театральный институт и поработав в Вологодском театре юного зрителя. За годы бескорыстного служения театральному искусству Наталья Воробьева показала себя сильной, яркой, тонко чувствующей и думающей драматической актрисой. Классическая драматургия и современные провокационные работы, трагедия и комедия – Наталья Воробьева уверенно чувствует себя в любом жанре, любом амплуа. И каждый ее новый образ не похож на предыдущий.

Художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили: «Восхищаюсь Наташиной смелостью. Для нее не существует границ – профессиональных, возрастных, творческих. Я это ощутил в работе над спектаклем об Анне Франк. Придумывать для такого артиста роль – невероятно интересно и легко! Маленькая, хрупкая, с мощной энергетикой. Мелькнет в эпизоде, но не останется незамеченной, а запомнится и зрителям, и театральным критикам. Кстати, многие работы Наташи в моих спектаклях отмечены профессиональными актерскими премиями».

27 марта, в Международный день театра, Наталья Воробьева получила одну из самых дорогих наград: приз зрительских симпатий. Накануне юбилея любимица вологодской публики ответила на несколько вопросов cultinfo.ru.

Наталья Юрьевна, вы уже 18 лет выходите на сцену драмтеатра. Как изменился театр за эти годы?

Все мы изменились, повзрослели, стали мудрее (улыбается). И в профессиональном плане, и в человеческом. У нас очень теплые отношения в театре – рабочие, дружеские, почти семейные.

Перед тем, как пойти по актерской стезе, вы два года отучились на физмате пединститута. Почему вы все-таки предпочли лицедейство?

Артисткой я всегда хотела быть, но поскольку сначала не брали, то училась на физика (улыбается). Тогда, в 17-18 лет, было ощущение, что у меня есть что сказать миру. Сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что миру мне в общем-то сказать нечего – но очень хочется (улыбается). Это как, знаете, людям хочется петь – бывает, ни слуха, ни голоса, но – тянет. Так и тут: не можешь жить без сцены.

Как вы «ищете» своих героинь, как происходит «присвоение» роли?

Каждый раз как будто по-новому начинаешь смотреть на людей. Оглядываешься, подмечаешь в окружающих разные детали их характеров, манеру поведения… Ищешь персонажа «вне» себя, где-то рядом – в талантливых киноработах, к примеру. Пытаешься находить точки соприкосновения. И потом – нужно, безусловно, полюбить своего персонажа – тогда «присвоишь» роль быстрее. Бывало так, что я не сразу понимала мотивацию поступков своего персонажа. Например, Мартирио из «Дома Бернарды Альбы» – как оправдать ее бесчеловечную жестокость, когда по ее вине кончает с собой сестра? Но я оправдала: значит, так любит, так хочет мести; если ей не удается быть счастливой, то пусть никто не будет счастлив. В людях ведь намешано всего – и хорошего, и плохого. Работая над отрицательными образами, «откапываешь» в себе всё дурное и как под увеличительным стеклом это рассматриваешь.

Вы уже неоднократно выступали в роли режиссера – в драматическом театре ставили на камерной сцене «Последнюю любовь Казановы», недавняя работа – «Человек и вечность» на сцене Дома актера. Почему появилась потребность попробовать себя в качестве создателя спектакля?

Я бы не заявляла так громко «создатель спектакля» (улыбается). Когда в руки попадает хороший материал, хочется увидеть его в сценическом воплощении. По поводу последней работы на сцене Дома актера: так получилось, что вместе с Всеволодом Чубенко и артистами «Теремка» (Алексеем Семеновым и Антоном Диевым) попробовали сделать что-то необычное. Начали вроде случайно, в шутку – а потом, слово за слово, стали работать – и уже жалко было бросить. Тема, затронутая в спектакле, интересна и неоднозначна: почему одни люди остаются в вечности, а другие теряются? Почему, к примеру, «Черный квадрат» Малевича всем известен, а «Черный почти квадрат» Алле Альфонса, написанный за четверть века до этого – мало кому? Почему такая несправедливость? И вот на этом фоне идет рассказ об обычном человеке, ничем не примечательном, среднем, который, в общем-то, вечности недостоин. Но у вечности свои резоны, и кого она выбирает и почему – известно только ей.

В этом году вы номинировались на премию имени Щуко в конкурсе профессиональных актерских премий за роль служанки Берты в комедии «Боинг-Боинг-Боинг». Расскажите про свою героиню.

Видимо, у меня амплуа такое – субретка, сколько этих служанок у меня было – не пересчитать. Берта – одна из любимых: она необычна уже тем, что негритянка. И вообще, очень колоритная фигура: эмоциональная, эксцентричная, яркая. Это милое, доброе, пышное создание, любящее своего хозяина, этого мальчишку, который (хулиган!) завел себе трех любовниц, и никак не может выбрать одну из них, отчего у Берты возникает масса проблем и забот.

В каждой профессии есть пик и есть рутина. Что в актерской профессии пик и рутина?

Пик – это особенная роль, когда ты не пробовал себя ни в чем подобном ранее. А рутина – это то, что уже в пятый раз. Хотя, бывает, что и роль из разряда типичных на пятый раз вдруг заблистает новыми гранями. Бывает, очень трудно идет работа над спектаклем, а выходит он замечательным: во многом благодаря тому, что он выстраданный, он делается еще более родным, дорогим тебе, близким.

Каким вы видите своего зрителя?

Он не может быть снобом, у него есть чувство юмора, он читает книги, любит смотреть хорошее, умное кино. Чуткий, активный, открытый, умный. Любящий театр.

***

Всех умных, чутких, любящих театр и Наталью Воробьеву зрителей ждут 1 апреля в 18.00 на творческом вечере актрисы.

Елена Легчанова