Драматурга Александра Островского считают знатоком замоскворецкого быта и нравов второй половины XIX века, но главное в нем – его глубокое знание человеческих характеров, понимание того, как социальные явления отражаются на судьбах конкретных людей. Комедия «Не всё коту масленица», созданная в 1871 году, по словам автора, «писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки». Но режиссер Яков Рубин, представляя спектакль, отметил: «Для нас не важно то, что пьеса описывает нравы купеческого сословия того времени – наоборот, даже в оформлении спектакля мы постарались убрать все намеки на конкретные время и место действия. Для нас важен сам конфликт и психология его участников». Суть конфликта такова. Дано: вдовый купец-миллионщик 60-ти лет, его племянник, живущий в доме на правах бедного родственника и служащий приказчиком без жалования, и вдова с дочерью-бесприданницей на выданье. Доказать: не всё, как ни странно, можно купить за деньги.

В комедии, в отличие от хрестоматийных «Грозы» и «Бесприданницы», эта коллизия разрешается благополучно: молодому человеку удается отстоять свое достоинство и получить заслуженное вознаграждение; девушка, избавленная от необходимости вступать в неравный брак, обретает счастье с возлюбленным. Посрамленный «миллионщик» Ахов переживает свою неудачу крайне болезненно, выясняется, что «богатые тоже плачут» – и вот в этом-то самое интересное: о чем же? Оказывается, он привык считать себя «хозяином» – не только своего дела и своих денег, но и судеб всех людей, попадающих в поле его интересов. И отказ «нищих» покориться его воле просто обескураживает его. Ахов воспринимает это как крушение всех своих жизненных установок: страх и подобострастие окружающих давно заменили ему все остальные человеческие чувства, и он нуждается в них как в подтверждении собственной состоятельности. Не получая этого подтверждения, он просто не знает, что с собой делать. И хотя финал спектакля в постановке Якова Рубина отличается от финала у Островского (едва намеченную в тексте психологическую линию режиссер и артисты подхватывают и виртуозно развивают до неожиданного разрешения), действие всё равно завершается безмолвным вопросом: что же всё-таки правит миром – искренность чувств или деньги?..

Поднимая проблемы, поставленные в пьесе, на общечеловеческий уровень, Камерный драматический театр находит свой способ подчеркнуть это. Оформление сценического пространства содержит намек на цирковую природу действа. Большие мячи служат и мебелью, и своеобразным обозначением того героя, который «ведет» в том или ином эпизоде: в ходе диалога актеры делают пасы друг другу, как бы передавая вместе с мячом право говорить и действовать. Костюмы, сохраняя в себе отдельные штрихи моды того времени, в целом выглядят очень условно. Но текст пьесы Островского в этом фантастическом антураже звучит органично и вполне современно. Органичны и убедительны все занятые в спектакле артисты. Дарья Федосеевна в исполнении заслуженной артистки России Ирины Джапаковой – мудрая женщина, скрывающая за внешней простотой дорого давшееся ей знание жизни и глубокую любовь к дочери. Агния Елизаветы Федоренко то иронична, то расчетлива, то по-детски растеряна, но в любой ситуации чувствуется сила ее характера. Ипполит, которого играет Александр Сергеенко, – воплощение человека, нашедшего в себе силы – пусть и под влиянием обстоятельств – вырваться из опостылевшей колеи и защитить свое право на счастье. Ахов в исполнении Вячеслава Федотова, пожалуй, самый фантастический и самый комедийный персонаж спектакля: в своем цилиндре и развевающемся балахоне он никак не выглядит таким «грозным», каким хочет казаться, хотя временами действительно страшен. А спектакль в целом служит бесспорным и оригинальным доказательством того, что великий русский драматург-классик по-прежнему современен. Убедиться в этом зрители могут 9 и 17 апреля – в эти дни состоятся ближайшие показы спектакля.

Теги: Камерный драматический театр, Островский
Светлана Гришина

Новости по теме