12+

Любителей русской реалистической живописной школы ждут на юбилейной выставке Евгения Молева «Над Русью облака»

Лирический натурный пейзаж по сей день, несмотря ни на что, остается одним из любимых как художниками, так и зрителями жанров изобразительного искусства. Открывшаяся в Центральном выставочном зале ВОКГ выставка художника Евгения Молева стала настоящим подарком всем ценителям русской реалистической школы живописи.

Экспозиция «Над Русью облака» открылась в преддверии 60-летнего юбилея художника и получила название по картине автора, которая впервые была представлена на областной выставке к 80-летию со дня рождения Николая Рубцова. Путешественник-пленэрист, вдумчивый созерцатель Евгений Молев в основном пишет то, что ему близко – Русский Север: архангельские, вологодские, ярославские просторы, старинные монастыри и храмы, лесные чащи и озера в разные времена года, северные деревни и усадьбы, тихие заповедные уголки. Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Каргополь, Соловки… Его работы лишены сиюминутности и конъюнктурности, устремлены в вечность и предполагают долгое, вдумчивое всматривание. «В живописи Молева есть некое достаточно уверенное в себе чувство самоценности этого неспешного, но извечного в своей сути состояния жизни отеческого края под этим северным небом, на этой небогатой, но единственной родной земле», – отмечал директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов еще 10 лет назад, в канун 50-летия художника.

Заявленные в названии новой юбилейной выставки облака, царящие над Русью, помимо символичного, имеют в работах автора вполне конкретное вещественно-образное воплощение: какой Русский Север без облаков, без туч, без снега, без дождя. Русь и облака – ключевые образы-символы выставки.

Коллеги-художники неизменно отмечают насыщенные цветовые гаммы, в которых решены работы Молева. Евгений Борисович окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина по специальности ковроткачество – возможно, отсюда его особое отношение к подбору и сочетанию цветов. Постоянные посетители картинной галереи помнят выставки его лаконичных гобеленов рубежа 1980-1990-х годов. На живописи же художник сосредоточился в лихие 90-е, противопоставив вечное сиюминутному и избрав для себя путь продолжения традиций пейзажа золотого века русской культуры.

«Евгений Молев – это художник, который среди большого числа наших пейзажистов сумел создать свой язык, найти свои темы, свои интонации, свой колорит, – отметила искусствовед Ирина Балашова. – В его пейзажах нет нарочитой красивости, невыносимой легкости бытия – его мир серьезный, порой трагический, потому что все мы знаем историю северной земли… В нашем суровом климате не мог сформироваться другой народ. Северные люди более строгие, немногословные, сдержанные, не любящие лишних, пустых слов – и таков же характер пейзажей Евгения Молева».

На выставке представлено 179 работ автора, созданных за последние 20 лет (большинство – в последнее десятилетие); отбор картин продолжался до самого ее открытия. Автором создан содержательный альбом произведений, вступительную статью к которому написал куратор выставки Владимир Воропанов: «В последнее время я не так часто готовлю выставки сам и берусь только за тот материал, в который я полностью верю. Мы с Женей Молевым идем по жизни вместе, может, не так часто разговариваем, но точно молчим об одном».

Организаторы отметили, что в связи с грядущим переездом картинной галереи из Воскресенского собора каждая выставка в «подкупольном пространстве» ценится на вес золота и заслуживает особого, пристального внимания ценителей и общественности.

Выставка работает до 22 мая по адресу: Кремлевская площадь, 3.

Елена Легчанова