Лирический натурный пейзаж по сей день, несмотря ни на что, остается одним из любимых как художниками, так и зрителями жанров изобразительного искусства. Открывшаяся в Центральном выставочном зале ВОКГ выставка художника Евгения Молева стала настоящим подарком всем ценителям русской реалистической школы живописи.

Экспозиция «Над Русью облака» открылась в преддверии 60-летнего юбилея художника и получила название по картине автора, которая впервые была представлена на областной выставке к 80-летию со дня рождения Николая Рубцова. Путешественник-пленэрист, вдумчивый созерцатель Евгений Молев в основном пишет то, что ему близко – Русский Север: архангельские, вологодские, ярославские просторы, старинные монастыри и храмы, лесные чащи и озера в разные времена года, северные деревни и усадьбы, тихие заповедные уголки. Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Каргополь, Соловки… Его работы лишены сиюминутности и конъюнктурности, устремлены в вечность и предполагают долгое, вдумчивое всматривание. «В живописи Молева есть некое достаточно уверенное в себе чувство самоценности этого неспешного, но извечного в своей сути состояния жизни отеческого края под этим северным небом, на этой небогатой, но единственной родной земле», – отмечал директор Вологодской картинной галереи Владимир Воропанов еще 10 лет назад, в канун 50-летия художника.

Заявленные в названии новой юбилейной выставки облака, царящие над Русью, помимо символичного, имеют в работах автора вполне конкретное вещественно-образное воплощение: какой Русский Север без облаков, без туч, без снега, без дождя. Русь и облака – ключевые образы-символы выставки.

Коллеги-художники неизменно отмечают насыщенные цветовые гаммы, в которых решены работы Молева. Евгений Борисович окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина по специальности ковроткачество – возможно, отсюда его особое отношение к подбору и сочетанию цветов. Постоянные посетители картинной галереи помнят выставки его лаконичных гобеленов рубежа 1980-1990-х годов. На живописи же художник сосредоточился в лихие 90-е, противопоставив вечное сиюминутному и избрав для себя путь продолжения традиций пейзажа золотого века русской культуры.

«Евгений Молев – это художник, который среди большого числа наших пейзажистов сумел создать свой язык, найти свои темы, свои интонации, свой колорит, – отметила искусствовед Ирина Балашова. – В его пейзажах нет нарочитой красивости, невыносимой легкости бытия – его мир серьезный, порой трагический, потому что все мы знаем историю северной земли… В нашем суровом климате не мог сформироваться другой народ. Северные люди более строгие, немногословные, сдержанные, не любящие лишних, пустых слов – и таков же характер пейзажей Евгения Молева».

На выставке представлено 179 работ автора, созданных за последние 20 лет (большинство – в последнее десятилетие); отбор картин продолжался до самого ее открытия. Автором создан содержательный альбом произведений, вступительную статью к которому написал куратор выставки Владимир Воропанов: «В последнее время я не так часто готовлю выставки сам и берусь только за тот материал, в который я полностью верю. Мы с Женей Молевым идем по жизни вместе, может, не так часто разговариваем, но точно молчим об одном».

Организаторы отметили, что в связи с грядущим переездом картинной галереи из Воскресенского собора каждая выставка в «подкупольном пространстве» ценится на вес золота и заслуживает особого, пристального внимания ценителей и общественности.

Выставка работает до 22 мая по адресу: Кремлевская площадь, 3.

Теги: ВОКГ, Евгений Молев
Елена Легчанова

Новости по теме